В августе 2020 года в Мали произошли события, во многом напоминающие суданский сценарий: начались массовые протесты оппозиции; военные перехватили инициативу и совершили переворот, обещая обеспечить транзит власти гражданскому правительству; в течение года бывшие соратники перестали быть союзниками — в мае 2021-го военные под руководством вице-президента Ассими Гоита свергли главу государства Ба Ндао, транзит власти отложили до 2026 года.
В декабре 2021-го стало известно, что в Мали прибыли бойцы ЧВК «Вагнер», которых военная хунта назвала «военными консультантами». Вынужденный ранее комментировать сделку российских наемников с малийцами глава МИД РФ Сергей Лавров утверждал, что Кремль не имеет к этому отношения.
В апреле 2022 года власти Мали сообщили, что получили от России ударные вертолеты и мобильные радиолокационные станции. Это, согласно докладам ООН, помогло правительственным войскам вместе с вагнеровцами достичь определенных успехов в центральных и северных районах. Доля провинций, которые власти контролируют в центральных и северных частях страны, с начала прошлого года к началу 2023-го выросла с 10%-20% до 44%.
Обвинения в военных преступлениях и выход миротворцев
Российских наемников неоднократно обвиняли в совершении внесудебных казней, нарушениях прав человека и мародерстве. Например, во время штурма поселка Мура в центральной части Мали сообщалось об убийстве 500 мирных жителей.
Подобные расправы над населением, как считают некоторые правозащитники, выгодны экстремистам, которые используют недовольство мирных жителей для их вербовки. Кроме того, с приходом ЧВК «Вагнер» эксперты отметили всплеск насилия: с июня по сентябрь 2022 года группировка, связанная с «Аль-Каидой», совершила более 90 нападений на мирных жителей и военных, хотя годом ранее за тот же период их было всего шесть.
СМИ со ссылкой на источники осенью 2021-го сообщали, что в Мали действуют около тысячи наемников ЧВК «Вагнер», которым правительство в месяц платит $11 млн.
Присутствие ЧВК «Вагнер» в стране и невыполнение правящей хунтой обязательств по проведению выборов привели к ухудшению отношений Мали с Францией, ее европейскими союзниками и Канадой. В феврале 2022 года они объявили о полном выводе сил, участвовавших в контртеррористических операциях «Бархан» и «Такуба». В августе того же года Германия приостановила миссию бундесвера в Мали и потребовала объяснить присутствие в стране российских сил.
В январе 2023-го эксперты, сотрудничающие с ООН, призвали провести независимое расследование деятельности российских наемников и правительственных войск. Уже 16 июня министр иностранных дел Мали потребовал от Совбеза ООН вывести из страны международный миротворческий контингент, так как он, по мнению чиновника, не улучшил ситуацию в стране. Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) действовала в республике с 2013 года и считалась одной из самых опасных операций организации.
При этом военные успехи российских наемников ограниченные — в докладе американского Центра по борьбе с терроризмом говорится, что несмотря на их деятельность, активность экстремистов в стране растет. Однако из Мали ЧВК «Вагнер», похоже, смогла распространить влияние на богатую золотом Буркина-Фасо, где россияне уже осваивают прииски.
Золото и перевороты — искушение для «военных инструкторов». Буркина-Фасо
Буркина-Фасо — один из крупнейших производителей хлопка в Африке. Хлопок — второй источник дохода страны после золота.
В 2022 году в Буркина-Фасо произошло два военных переворота. Первый — в январе, в результате которого к власти пришел временный президент подполковник Поль-Анри Дамиба. После этого на улицах стали появляться российские флаги, а Евгения Пригожина обвинили в массовом таргетировании антизападной пропаганды на местных жителей в соцсетях. Однако уже в сентябре военные свергли временного президента, обвинив власти в неспособности справиться с джихадистами, после чего распустили правительство и парламент.
Следующий самопровозглашенный лидер, бывший командир спецназа «Кобра» Ибрагим Траоре, в отличие от своего предшественника, пользуется поддержкой ЧВК «Вагнер». Придя к власти в 34 года, Траоре стал самым молодым главой государства в мире. Он уже предпринял несколько заметных шагов: разрешил компании Nordgold российского миллиардера Алексея Мордашова добывать золото, денонсировал соглашение о присутствии вооруженных сил Франции и пригласил российских «военных инструкторов».
О каких-либо военных успехах вагнеровцев в Буркина-Фасо пока говорить рано.
Гордость и поражение. Мозамбик
Следующая страна, где вагнеровцы испытали свои силы, расположена на юго-востоке Африки. Мозамбик богат среди прочего золотом и природным газом.
Здесь российские наемники потерпели, пожалуй, самое большое поражение на континенте. Известно, что ЧВК «Вагнер» находится в Мозамбике с 2019 года для борьбы с «Аш-Шабаб». Эта группировка организовывала нападения на провинцию Кабу-Делгаду, где расположены залежи природного газа и ценных ископаемых. Местное правительство заключило с вагнеровцами контракт, но в том же году они, как сообщалось, попали в засаду и понесли большие потери.
Поражение российских наемников в регионе также объясняли тем, что они не так хорошо, как повстанцы, были знакомы с джунглями и спецификой местных городов. До этого вагнеровцы воевали, в основном, в пустынях и саваннах на севере и в центре Африки. Кроме того, в числе причин поражения называли излишнюю самоуверенность — бойцы якобы считали местных военных недостаточно обученными и дисциплинированными, и это помешало наладить взаимодействие.
После ухода ЧВК «Вагнер» в Мозамбик пришли руандийцы, вероятно, финансируемые Францией, и остановили продвижение боевиков.
Несмотря на провал российских наемников в Мозамбике, в начале года СМИ сообщали, что за помощью в борьбе с повстанцами к ним могло обратиться правительство Конго — самой большой страны Африки после Алжира и одной из самых богатых в мире по минеральным ресурсам.
Золото и алмазы в обмен на поддержку диктатуры
ЧВК «Вагнер» в Африке удалось закрепиться в нескольких странах: Судане, Ливии, ЦАР, а также Мали, откуда сейчас ее влияние распространяется на Буркина-Фасо. Кроме того, вагнеровцы поддерживают повстанцев в Чаде. Однако помощь частной военной компании Евгения Пригожина африканским режимам и повстанцам, как правило, не создает значимого перевеса сил.
Единственным собственным военным успехом российских наемников, хотя и ограниченным, можно считать Мали. Однако, судя по сообщениям СМИ, ситуация в стране ухудшается. Неполной победой можно назвать ЦАР: до прихода руандийцев ЧВК «Вагнер» не добилась там заметных успехов.
Можно предположить, что главная ценность вагнеровцев для нанимателей была в поддержке от имени Кремля власти диктаторов в обмен на контроль над месторождениями золота, алмазов и других ценных ископаемых и миллиарды долларов прибыли, которая используется в том числе для войны в Украине.
Что будет дальше с африканской империей создателя ЧВК «Вагнер» — большой вопрос. Вероятно, Кремль будет стремиться заменить Пригожина в качестве лидера наемников и сохранить их структуру на континенте для продолжения начатых операций, говорится в отчете американского Института изучения войны. Не исключено также, что Пригожин отправится в Африку как представитель Беларуси. У него и Лукашенко там «могут быть, а может уже есть, совместные бизнес-интересы», пишет политический обозреватель Александр Класковский. Беларусский режим давно интересуется Африкой, у Пригожина же есть там и связи, и опыт продвижения интересов нанимателя.