С кем придется конкурировать
«”Наш совместный рынок (Беларуси и России — ред.) достаточен для того, чтобы развивать наше производство как на территории нашей страны, так и Российской Федерации”. Почему? Говорит он (министр промышленности Беларуси Александр Ефимов — ред.), там очень простая математика. Ведь каждый год полтора миллиона новых машин продается. Если просуммировать все наши действующие мощности, выпускаем чуть более половины объема. Значит, перспектива должна быть хорошая.
Казалось бы, в чем проблема? А проблема в том, что по мере того, как уходили производители, эти сборочные производства, которые были европейских автомобилей, выяснилось, что прямой импорт китайских автомобилей оказывается выгоднее, чем даже сборка этих самых китайских автомобилей. И ты понимаешь, что это все-таки китайская сборка. <...> Теперь это уже показатель качества. Научились как-то в Советском Союзе сделать хуже, чем в Китае. Хотя когда-то было наоборот.
Так что конкурировать придется с прямым импортом. Собственно, а что удивляет? Потому что ровно то же самое сейчас происходит не только в машиностроении, но и в бытовой технике. Везде, собственно, в любом промышленном производстве, со сколько-нибудь высокой добавленной стоимостью».
Про китайское из китайских комплектующих
«Где наша радиотехника? Где телевизоры? Где те же самые автокомпоненты? То есть доля в мире все эти годы уменьшалась. А то, что сейчас она стабилизировалась… Ну, отлично. Там уже особо и падать-то некуда, потому что вы, все теперь, что у вас есть, — это китайское сделано из китайских комплектующих с помощью китайских же технологий, с помощью китайских же станков, которые обрабатывают эти самые детали.
Вот, собственно, и все. Это то, что касательно вообще структурной перестройки экономики — она не идет. Фактически можно сказать, что она случилась. Примерно к 2018 году. А с тех пор мы эту структуру и законсервировали. И что самое интересное, что все, что случилось после 2020 года, всерьез не поменяло этой самой структуры. Хотя, казалось бы, как у нас там любят говорить, санкции — время возможностей, нужно было бы там сейчас как-то напрячься и начать своими силами что-то делать. Нет».
В новом году новая система ценообразования
«Он (Александр Лукашенко — ред.) умудрился дважды за короткий период проанонсировать создание какого-то нового механизма [ценообразования]. Это, собственно, было открытие новых станций метро ... 30 декабря. <...> И там вдруг внезапно заговорил <...>. Почему заговорил? Потому что тут у него [председатель Мингорисполкома Владимир] Кухарев стоит — руководство города. <...> И в этой связи, как говорит его (Александра Лукашенко — ред.) пресс-служба, он рассказал, что в начале января планируется провести совещание с правительством по выработке справедливого ценообразования.
И далее: “Должна быть справедливая формула ценообразования в Беларуси”. То есть не формула справедливого ценообразования, а справедливая формула ценообразования. Справедливая формула справедливой цены. “Не надо на откуп все отдавать”. Ну, он (Александр Лукашенко — ред.) забыл добавить рынку или кому-то там еще. “Все должно быть под контролем”. В принципе, это не только к ценообразованию применимо.
И далее: “Люди обижаться не должны”. Ценообразование должно справедливое быть.
“Поэтому вместе с бизнесом садитесь и вырабатывайте. В первых числах января доложите". Это было 30 [декабря]. И 3 января он снова про это вспомнил. Это была встреча с его доверенными лицами. И там, значит, среди прочего начал говорить о том, что предстоящий год будет непростым. Ну, это стандартно. И дальше: “Правительство завершает работу над формулой справедливости в ценообразовании. <...> Если правительство не способно это сделать, значит, будет делать другое правительство”».
Варианты без вариантов
«В эфире телевидения министр торговли и, почему-то, антимонопольного регулирования [Алексей] Богданов заявил: “У нас на сегодня подготовлены и в разработке находятся три варианта трансформации постановления 713-го: от наиболее жесткого до более, так сказать, либерального”.
Это мне напоминает мультик моего детства, помнишь “80 дней вокруг света”? “Есть ли у вас план, мистер Фикс? О! У меня есть три плана”. И в январе 2025 года правительство собирается провести совещание. Ну, действительно, по госрегулированию цен. И выбрать какой-то один из вариантов его корректировки или одновременно несколько. <...> Три варианта — и мы примем либо один, либо все. Ну, это говорит о том, что нет у них никаких вариантов».