Экономика с Чалым

26 верасня

Почему нарыв на беларусской экономике сам не рассосется и как можно успешно закопать деньги

Сергей Чалый и Ольга Лойко обсудили снижающуюся рентабельность экономики.

Рост ВВП и промышленного производства замедляется. Беларусским властям предложили новую авантюру — строительство завода по производству сжиженного газа. Какие могут быть последствия и как они отразятся на наших кошельках, экономический эксперт Сергей Чалый и журналистка Ольга Лойко обсудили в шоу «Чалый: Экономика». Публикуем отрывки из беседы.
Содержание
01:17 Темпы роста ВВП
02:20 Рентабельность продаж, идет снижение
04:40 Россия нанесла очередной удар ниже пояса
05:50 Промышленное производство начинает останавливаться
07:50 Модернизация. Деньги тратятся как не в себя
09:00 Завод по производству сжиженного газа
11:30 Производство без рынка
14:10 Союзный самолёт «Освей»
18:30 Поездки Лукашенко на предприятия

Издержки растут, контроль продолжается — рентабельность снижается

«По поводу ухудшающегося положения компаний. 6,7% — рентабельность продаж. В прошлом году было 7,4%, то есть идет снижение. Почему это происходит? Обычные подозреваемые — три фактора. Дорожает импорт, в силу усложнения поставок и увеличения их стоимости. Дорожает рабочая сила, в силу нехватки этих самых рабочих рук. И ценовой контроль: вот у тебя издержки, а вот у тебя невозможность переносить эти издержки на конечного потребителя из-за государственного регулирования. 

Почему становится понятно, что это так? В самом-самом конце рейтинга, несложно догадаться, — розничная и оптовая [торговля] одновременно. Причем розничная — 1,2%, оптовая — 0,5%. Это если смотрим текущее значение. 

Если смотреть по отраслям, сильнее всего потерявшим в рентабельности продаж, то это обрабатывающая промышленность».

Нарыв на беларусской экономике, который сам не рассосется

«Экономика накопила уже не конъюнктурные, а структурные ограничения, связанные именно с рынком труда, с цепочками поставщиков, с логистикой, ну и с проблемами сбыта. В этих условиях слишком быстрая попытка снять эти дисбалансы приведет к тому, что очень тяжело будет адаптироваться. <...>

Экономика вошла в ту фазу, когда безболезненно справиться с тем, что вы сейчас наделали… Грубо говоря, там нарыв растет и есть возможность, что естественным образом все рассосется. А потом вы получаете ситуацию, когда он уже такой, что нужно вскрывать его хирургическим способом. Потому что конъюнктурные проблемы начали быть уже структурными. И это, похоже, нынешний этап. И в России точно так же происходит».

О том, как можно закопать деньги

«В Китайско-беларусском индустриальном парке генеральный директор ООО “Газпром гелий сервис” рассказал о том, что к 2025 году планируется построить на территории этого великого лежачего камня завод по производству сжиженного газа. Достигнута договоренность с правительством Беларуси о строительстве завода по аналогии с таким же производством в Волгоградской области. <...> 

А что говорит на этом же самом заседании заместитель министра экономики Денис Мороз? <...> После ввода атомной электростанции у нас государственная программа, нормативные акты на стимулирование потребления электроэнергии. Поэтому мы как раз хотели бы развивать электротранспорт, который, безусловно, является конкурентом газомоторного. 

Этот проект уникален чем? Что на самом верху решение принято, согласовано, участок выделен — стройте. При этом для него нет рынка. Этот рынок придется создавать отдельно. И инфраструктуру для того, чтобы этот рынок был, тоже придется создавать отдельно. Это прекрасный пример того, как можно закопать деньги.

И, соответственно, вопрос: для чего все это делается? <...> Мне кажется, все довольно просто. Мы про “Газпром” давным-давно уже говорили, что вся суть его инвестиционной политики заключается не в том, чтобы улучшать экономические показатели самого “Газпрома”, а в том, чтобы давать заказы подрядчикам на строительство чего угодно <...>, чтобы обогащать всяких ротенбергов».

Про эволюцию поездок Александра Лукашенко по предприятиям 

«Есть период, когда он спасал. [Госпредприятия] оказались в тяжелом положении. Мы подставим плечо, дадим, поможем и так далее. Только вы мне верните потом деньги с прибылью. 

Потом идет модернизация — он ездит, находит там бесхозяйственность. Где результаты этой самой модернизации? 

Потом наступает интересный период, когда по идее, он должен ездить и рассказывать, как благодаря моему чуткому руководству я все спас. Этот период оказывается очень коротким. Как только эти инвестиционные проекты завершаются, поездки начинают превращаться в “дайте денег”. Каждая поездка начинает выглядеть “все классно, нужно больше золота”. У него был момент, когда он посетил за короткий период МАЗ и МТЗ. Ему первый же вопрос — дайте денег. 

И в конце-концов <...> ему стали к государственным предприятиям пережившим, как они сейчас говорят, модернизацию, подмешивать успешные частные предприятия из той же отрасли. Подавалось это так: совещание посвящено развитию отрасли.

Теперь ситуация какая? Эволюция закончилась полностью, он ездит на частные предприятия без посещения государственных».