Экономика с Чалым

07 лістапада

Зачем Беларуси новый завод по переработке буреломов и куда исчезает сливочное масло

Чалый и Маховский обсудили средний заработок и потолок для экономики.

Зарплаты в Беларуси находятся на историческом максимуме, а Александр Лукашенко фактически признал, что беларусская экономика достигла предела своих возможностей. Что это значит и как отразится на нашем благосостоянии, экономический эксперт Сергей Чалый и журналист издания «Беларусы и рынок» Андрей Маховский обсудили в шоу «Чалый: Экономика». Публикуем отрывки беседы.
Содержание
01:16 Заработная плата падает
04:53 Китайские инвестиции
09:40 Стагнация российской экономики
16:00 Принцип формирования справедливых цен
17:50 Признание Лукашенко

Средний заработок на максимуме

«[Первый заместитель премьер-министра Николай] Снопков <...>, отчитываясь о том, как у нас экономика, как она растет, и давая отпор всяким разным негодяям, говорил о том, что в долларовом выражении она [средняя зарплата] — максимальная за 10 лет. 

Грубо говоря, в сентябре, если по курсу Национального банка считать, — она составляла примерно $725, средняя. Но тут люди моментально посчитали и сказали, что как бы доллар тогда и доллар сейчас, там про 10-летний максимум говорилось, — это два больших разных доллара. И если, допустим, сравнивать сентябрь 2014 года, зарплата была средняя $603 в эквиваленте. А если посчитать потерю покупательской способности доллара, то сейчас это порядка $800».

Рост импорта и китайские технологии

«У нас моментальное повышение доходов населения сказывается на потребительских предпочтениях: как только они растут, люди обращаются за импортом. И мы видим, по данным розничной торговли, <...> за девять месяцев — это суммарная оценка — доля продаж беларусских товаров в товарообороте — 57%. Просто, чтобы было понятно, <...> практически 10 лет назад была 71,7% доля беларусских товаров. <...>

Отрицательное сальдо подросло в последний месяц довольно ощутимо. Такой большой рост, я думаю, все-таки это не потребительский импорт, хотя он тоже присутствует. Это, скорее всего, станки из Китая. Потому что сейчас как не в себя, у нас же, планируют под российские кредиты вот это все импортозамещение. <...> Как там Снопков выразился — развиваться на основании китайских технологий».

Новый завод для переработки буреломов

«Председатель концерна “Беллесбумпром” [Александр Пшенный], отвечая на вопрос корреспондента об успехах реализации совместного беларусско-китайского проекта, сказал, что подробностей пока немного. <...> Потрясающе немного, но зато понятно, что проект с ориентировочной стоимостью более чем $1 млрд в перспективе окупится достаточно быстро. И дальше там просто фестиваль абсурда.

Мы, говорит [Пшенный], неоднократно бывали на аналогичных предприятиях в Китае, сумели убедиться в том, что организовано все хорошо, выпускают продукцию нормально, технологично и так далее. По этой причине… По какой? По той, что вы в Китае посмотрели? [Цитата Пшенного:] “По этой причине было внесено предложение рассмотреть возможность реализации проекта возведения второго целлюлозно-картонного комбината, который позволит вовлечь в оборот всю неиспользованную древесину”.

Какую? Тут же как раз буреломы подоспели. [Снова цитата Пшенного:] “<...> буреломы показали, что необходимость дополнительных мощностей есть”. Подождите, у вас раз в десятки лет случается стихийное бедствие, у вас образуется бурелом, который, конечно же, требует постройки нового, в два раза более мощного, чем существующие, комбината.

Особо подчеркнул, что китайские технологии для беларусов доступны. То есть, бери — не хочу. Качественное, современное. И самая главная задача сейчас — решить вопрос финансирования».

Про масло и пушки

«Во-первых, [масло —] это не первый товар, с которым так в России происходит. До этого были яйца. Вот с маслом сейчас похожая история. Оно еще стало чуть ли не главным воруемым товаром в магазинах. Почему? Потому что редко стали его находить, особенно с высокой степенью жирности. <...>

Почему на рынке его мало? <...> Начинается: выросли цены на мировых рынках на сырье, в том числе из-за того, что рвутся цепочки поставок, расходы увеличиваются еще и вот на это. А потом — изношенное оборудование. У вас оно внезапно износились за месяц, да? И масла не стало. И так далее, и так далее. 

Хотя, на самом деле феномен совершенно простой. Суть его заключается в том, что издержки растут, но это один из товаров, на который цены в рознице стараются сдерживать. <...> Товар, если не может продаваться по цене, которая обеспечивает достаточную рентабельность для его производства, случается такое, что как-то не производится этот товар. 

Я уже использовал несколько раз это выражение “пушки вместо масла”. И интересно же, почему именно масло используется в этом выражении? Это еще с Первой и Второй мировой войны происходит, поскольку это товар повседневного спроса, на который люди, покупая его регулярно, обращают внимание. Соответственно, чаще всего в популистских режимах происходит попытка эти цены сдерживать, чтобы визуально не казалось, что цены растут слишком сильно. И это приводит <...> к тому, что производителям становится как-то не очень интересно его производить».