Антифейк / фактчек

15 кастрычніка 2021

Фейки недели: зарплата беларусов не выросла до $1000 из-за санкций коллективного Запада, Лукашенко однозначно победил на выборах в 2020-м, рейтинг других европейских лидеров стремительно катится вниз из-за антиковидных мер

В Беларуси долгое время с экранов государственного телевидения звучит тезис о том, что, мол, путь, который страна избрала во время пандемии COVID-19, правильный, а те, кто ввёл жёсткий локдаун, теперь пожинают плоды своих ошибок

Авторы:
Редакторы:
В Беларуси долгое время с экранов государственного телевидения звучит тезис о том, что, мол, путь, который страна избрала во время пандемии COVID-19, правильный, а те, кто ввёл жёсткий локдаун, теперь пожинают плоды своих ошибок. На этот раз от Белтелерадиокомпании досталось президенту Франции.

«Жесткие локдауны настроили большую часть населения против президента Макрона и его правительства. Рейтинг стремительно катится в пропасть. Катастрофические 39% и падение продолжается» – заявила Екатерина Тихомирова в эфире телеканала «Беларусь-1».

А вот французская пресса в рейтинге Эммануэля Макрона ничего катастрофического не видит. С февраля президент Франции поддерживает свою популярность на уровне от 38% до 41%.

На графике, наоборот, видно, что до начала локдаунов рейтинг Макрона был гораздо ниже – 30%. А еще годом ранее – 23%. В последнее время его рейтинг стабилизировался и держится на одном уровне.

Ещё до выборов интернет-ресурсы сообщали, что пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт признавала, что из-за коронавируса упал рейтинг Лукашенко. И упал он, как раз, из-за того, что беларуские власти отказались от усиленных мер, призванных защитить людей от пандемии. А сотрудник СТВ Григорий Азарёнок вслед риторике Лукашенко называл борьбу с COVID-19 «танцем коронабесия» и «волной информационной пандемии».

«Беларусь – не истеричная барышня-подросток, закрывшая лицо под маской, а гордая республика-партизанка» – заявлял Азаренок в своей программе на СТВ.На прошлой неделе в Беларуси ввели обязательный масочный режим в общественных местах. Но Григорий Азарёнок «переобулся» ещё до этого. Вот он на видео, опубликованном 1 октября, берёт комментарий у председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Олега Белоконева, спрятав своё лицо под той самой маской.

Лукашенко однозначно победил на выборах в 2020-м

Светлана Тихановская выборы не выиграла. Однозначно победил Лукашенко. Так считает сам Лукашенко.

«Все социологические исследования, я внимательно отслеживаю, и в России, и в Америке, и в Европе, и в Беларуси… Западники провели социологические исследования, в результате которых беларусы однозначно заявили, что никакая Тихановская выборы не выигрывала никогда. И признают, что действующий президент однозначно победил» – заявил Лукашенко на одном из своих совещаний.

Мы кропотливо искали и российские и западные социологические исследования, по результатам которых беларусы массово признались бы, что на выборах отдали свой голос за Лукашенко. Но не нашли таких исследований.

Единственный, кто утверждает о победе Александра Лукашенко, – это беларуский аналитический центр «Ecoom». До выборов он говорил, что «ЗА» Лукашенко готовы проголосовать 72%, в день выборов «Ecoom» обнародовал результаты телефонного соцопроса, где Лукашенко поддерживали уже 79%.

А вот в зарубежных социологических опросах картина иная. В декабре 2020-го года онлайн-опрос жителей беларусских городов проводил немецкий Центр восточноевропейских и международных исследований и 53% признались, что голосовали за Светлану Тихановскую, 18% – за Александра Лукашенко.

В январе 2021-го года свой онлайн-опрос среди беларусов провели аналитики британского Королевского института международных отношений Chatham House. На вопрос «Кто, по их мнению, достоин стать президентом Беларуси?» только 27% ридали свой голос за Лукашенко. И почти 29%, ответили что Виктор Бабарико. А на вопрос «За кого голосовали?» 21% сказали, что за Лукашенко, и 50,4%, что за Тихановскую.

Свой опрос они повторили и в апреле. 25% респондентов достойным быть президентом посчитали Бабарико, 23% – Лукашенко.

И лишь в летнем опросе Chatham House наиболее достойным стать президентом опрошенные посчитали Лукашенко, так ответили 27%, а рейтинг Бабарико упал до 22%. Тихановская набрала 6%.

Но это не означает, что она проиграла на выборах. Потому что в опросе беларусы выбирали из более чем 10 претендентов, большинства из которых в кандидатах на прошлогодних выборах не значилось. И спрашивали у респондентов, не за кого они голосовали, а кто достоин стать президентом.

Также ни один из зарубежных опросов не показал, что Лукашенко, действительно, выиграл на выборах.

Почему беларусы так и не стали зарабатывать $1000 в месяц?

В Беларуси, выражаясь словами Лукашенко, «есть, что пожрать». Преимущества беларусского пути преодоления ковидных последствий обсудили в «Клубе редакторов» на телеканале «Беларусь-1». Провластный политолог Вадим Боровик даже поспешил выдать желаемое за действительное.

«Все на нас показывали пальцем говорили, как это Беларусь не объявила локдаун. И посмотрите по сельскому как мы поторговали в плюс. Около 6 млрд долларов мы заработали на сельхозпродукции. Наши традиционные отрасли не приносили нам никогда столько выручки» – пытался всех убедить Вадим Боровик в эфире программы «Клуб редакторов».

Если бы Вадим Боровик более внимательно смотрел тот же телеканал «Беларусь-1», на котором сам выступает, то знал бы, что $6.000.000.000 пока ещё не заработали – это только прогноз. Вот, что на этот счёт говорил заместитель премьер-министра Александр Субботин.

«На данный момент за три квартала мы сделали уже $4,2 млрд экспорта продовольствия и идем с положительным сальдо, значительно превышающим $1 млрд» – отчитывался немного ранее Александр Субботин.

Но на этом Вадим Боровик не остановился. Он принялся рассказывать телезрителям, почему беларусы так и не стали зарабатывать $1.000 в месяц.

«Если бы мы не имели этих санкций, то сегодня беларусы имели бы заработную плату на 40-50 процентов выше. Сегодня те, кто призывает к санкциям, которые призывали в 10 году, вспомните 4 Всебеларуское собрание. Сидел ещё рядом Цепкало, когда президент говорил: «Наша задача довести заработную плату до 1000 долларов». Это было реально, если бы в 10 году не ввели против нас санкции, потом ещё неоднократно» – заявил Боровик. 

Далее среди причин Боровик назвал и общемировой кризис. Тут мы, пожалуй, с ним можем согласится, а вот что касается санкций – мы не согласны.

В 2011-м, Евросоюз в ответ на подавление акций оппозиции после выборов, действительно, их ввёл, но не против беларусской экономики. Санкции предусматривали запрет на въезд в государства ЕС 158-ми высокопоставленным чиновниками страны и арест их банковских счетов.

Как то, что Лукашенко и его сыновья не смогли выезжать в Европу, связано с тем, что зарплаты беларусов не достигли обещанной тысячи долларов (к слову, её обещали еще к 2015-му году) – непонятно. Далее санкции расширяли, но туда снова попадали чиновники, «кошельки Лукашенко» и лишь некоторые предприятия.

Санкции, которые появились после прошлогодних выборов, потому и называют беспрецедентными, так как они секторальные – то есть, запрещают импорт из Беларуси в ЕС целых групп товаров: нефтепродуктов и калийных удобрений (а на их экспорте Беларусь зарабатывает больше всего). Но даже они еще не вступили в полную силу – пока еще заканчиваются контракты, заключенные до 4-го раунда санкций. А о влиянии санкций на беларусскую экономику до прошлого года говорить не приходится – их фактически не было. Еще в 2014-м году сам Лукашенко говорил, что ему все эти санкции были безразличны.

«Санкции и прочее – все это полный бред и чепуха. Я уже сказал: Запад сегодня ни на что не способен. Вы должны исходить из этого. Мы знаем, что такое санкции. Мы живем два десятилетия под этими санкциями. Это, во-первых. Во-вторых: не родился тот урод, который бы не понимал, что такое Россия, что такое санкции, и чем они обернутся» – заявлял Лукашенко в 2014-м году.

Уже в 2015-м году Запад пошёл на перемирие с Беларусью: ЕС принял решение временно приостановить заморозку активов и запрет на поездки в отношении беларусских чиновников. Но в течение следующих пяти лет без санкций зарплаты беларусов так и не удвоились.