Фейк №1: Польша в 1925 году закрывала храмы в западных областях Беларуси
В картине «На другом берегу» показали сцену, где польские пограничники закрывают православный храм. На словах — временно. Они якобы забирают его под продовольственный склад.
Женщины становятся в сцепку, защищая церковь. Пограничники используют плети. Одна из женщин в сцепке сильно пострадала от рук начальника заставы. Вскоре она умирает.
Это исторический ляп. В Польше храмы не закрывались, а передавались католикам (аналогично — только наоборот — поступали в Российской империи). Но далеко не все. К моменту, когда Беларусь объединилась, в западных областях насчитывалось 542 православные церкви и 606 священников. Тогда как в восточной части страны, как писал кандидат исторических наук Александр Цымбал, «были закрыты все церкви, не существовало ни одной епархии и не было ни одного епископа».
К тому же не известно ни одного примера, когда в Западной Беларуси при передаче храма погиб человек.
Фейк №2: На территории БССР использовали русский язык
В начале фильма «На другом берегу» показывают карту разделенной Беларуси. Справа, на территории БССР, названия наших городов написаны на русском. Слева они на глазах меняются с русского на польский. Беларусского языка нет.
Это совсем не характерно для периода, показанного в кинокартине, — шла беларусизация, везде вводился беларусский язык. Напомним, речь идет про 1925 год.
Фейк №3: Польша обязалась обеспечить суверенитет присоединенной части Беларуси
Авторы фильма «На другом берегу» обвиняют Польшу в том, что после присоединения части Беларуси в 1921 году, она не обеспечила ей суверенитет.
«Польша, которая обязалась обеспечить суверенитет присоединенной части Беларуси и равные права проживающему там населению, на деле сразу начала проводить политику ополячивания», — говорит закадровый голос в фильме.
Варшава действительно не обеспечила белорусам равенства и быстро перешла к политике полонизации. Но суверенитет — это независимость государства во внешних делах. Беларусь, будучи присоединенной к Польше, не могла иметь суверенитет. Точно так же его не было и у той части страны, которую в 1921 году присоединил СССР. Однако об этом авторы фильма не говорят ни слова.
Фейк №4: Польше нужна была вся территория Беларуси
В картине «На другом берегу», где показаны якобы события 1925 года, несколько раз фигурирует тезис, что Польша хотела захватить всю территорию Беларуси.
«Основной задачей польского руководства было разрушение хрупкого мира между Польшей и СССР, чтобы продолжить свою захватническую политику. Им нужна была вся территория Беларуси. Они бредили о „кресах всходних“, о возрождении Речи Посполитой. Но благодаря профессиональным и четким действиям контрразведчиков и подпольщиков из числа местных жителей провокация оккупантов была сорвана. Мир на этот раз устоял. Но впереди еще были долгие и кровавые годы борьбы. Борьбы за единство народа, за единство Беларуси», — говорит голос за кадром, который периодически появляется в фильме.
На самом деле Варшава не собиралась захватывать восточную Беларусь. Польская элита действительно обсуждала такую идею. Но лишь до Рижского мира, заключенного в 1921 году. В конце концов поляки согласились, что смогут «переварить» лишь половину нашей страны.
Партизанскую борьбу против соседей вел СССР, который вплоть до 1925 года засылал на территорию Западной Беларуси диверсионные группы. В итоге создатели фильма обвиняют поляков в том, что делал СССР.
Фейк №5: Польские силовики постоянно избивали людей
В Советском союзе было хорошо, а в Польше — плохо. Такое впечатление может сложиться у зрителя после просмотра фильма «На другом берегу» благодаря некоторым манипуляциям, которые допускают авторы.
В картине показано, что польские силовики только и делают, что избивают людей и придумывают провокации. Советские — вежливы, культурны и действуют исключительно на основании закона.
В финале фильма высокопоставленный советский чекист переживает, что в результате действий идейной советской разведчицы Леси Рубцовой погибли мирные беларусы и начальник польской заставы. Дескать, это может вызвать конфликт с Польшей. Однако то, что СССР регулярно отправляет через реку диверсантов в Польшу, остается за кадром.
Польская тюрьма, куда попадает один из героев кино, переполнена. О советских тюрьмах в фильме нет ни слова. Между тем Коммунистическую партию Западной Беларуси в будущем распустят, ее активистов репрессируют. Например, знаменитая Вера Хоружая, очевидно ставшая одной из прототипов главной героини фильма Рубцовой, два года провела в застенках по обвинению в работе на Польшу.