Расследования

12 красавіка 2022

Дорогие особняки в Лондоне. Как друг Лукашенко вывел часть активов из-под санкций

В то время когда Европа накладывает арест на яхты и особняки российских олигархов, друг Александра Лукашенко – бизнесмен Михаил Гуцериев – избежал заморозки многих своих активов

В то время когда Европа накладывает арест на яхты и особняки российских олигархов, друг Александра Лукашенко – бизнесмен Михаил Гуцериев - избежал заморозки многих своих активов. Как выяснил Белорусский расследовательский центр, он передал ряд компаний родному брату, а имущество в Лондоне на сотни миллионов долларов изначально записывал на сына Саида. Таким образом особняки для личного пользования и дорогие офисные здания остались в семье олигарха.

Летом 2021 года российский олигарх Михаил Гуцериев, состояние которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов,

сначала попал под европейские, а потом под британские санкции. 

ЕС мотивировал это тем, что бизнесмен давний друг Александра Лукашенко и благодаря этому имеет влияние в политической элите Беларуси. За прошедшее время часть его активов пострадала от санкций, но львиную долю имущества он все же смог уберечь. 

Михаил Гуцериев и Александр Лукашенко закладывают капсулу на месте строительства Нежинского горно-обогатительного комплекса, 11 сентября 2015 года. Фото: БелТА

Недавно бывший работник офиса Гуцериевых передал в СМИ список имущества в Лондоне, которое семья олигарха контролировала через оффшорные компании. Белорусский расследовательский центр в партнерстве с OCCRP, Transparency International и The Guardian проверили эту информацию. 

Всего было найдено семь объектов недвижимости, которые так или иначе контролировались либо контролируются семьей Гуцериевых. Общая стоимость имущества составляет около 200 миллионов долларов. 

Один из объектов Гуцериевых в самом фешенебельном районе Лондона – Южном Кенсингтоном – угодил в скандал в 2013 году. Дело в том, что семья российского олигарха решила объединить два дома на улице Queen's Gate, купленных в 2009 году через фирму на Британских Виргинских островах, в один шестиэтажный особняк с турецкой баней, тренажерным залом и помещениями для персонала. 

Но это были не просто дома, а памятники архитектуры. Поэтому перестройка вызвала много недовольства. Эксперты главного британского издания The Times оценили суммарные вложения в эти два дома примерно на 47 миллионов долларов – 40 на покупку и еще 7,5 на перестройку.

Выписка из британского регистра недвижимости

Документ из слива Pandora Papers

Семья Гуцериевых через офшорные фирмы также владеет еще одним особняком в центральном Лондоне. 

Фото: buildington.co.uk

Он находится на Green Street в районе Мэйфер, который считается торговым. В августе 2004 года недвижимость купила кипрская фирма, следы которой ведут к Саиду Гуцериеву – сыну Михаила Гуцериева.

Саид Гуцериев. Фото: safmargroup.ru

Выписка из британского регистра недвижимости

Самое дорогое здание находится на Fleet Street. Исторически здесь базировались все британские газеты, но сейчас там доминируют юридические фирмы и банки. Здание состоит из двух пабов и офисного блока.  

Фото: commerciallistings.cbre.co.uk

В апреле 2012 года его купила офшорная фирма с Британских Виргинских островов, одним из бенефициаров которой является Саид Гуцериев, который тогда только начинал свою карьеру. Он заплатил за здание 70 миллионов фунтов стерлингов или более 110 миллионов долларов.

Выписка из британского регистра недвижимости

Документы из слива Pandora Papers

Документы из слива Pandora Papers

Про один из объектов недвижимости раньше писали СМИ. Так, в октябре 2017 года группа компаний «Сафмар» приобрела офисное здание Gloucester Building в престижном лондонском районе Хаммерсмит за более  чем 24 миллионов долларов. 

Фото: John Walton / AP / TASS

По бумагам актив записали на офшорную компанию из Британских Виргинских островов, одним бенефициаров которой является Саид Гуцериев. 

Кроме этого, после введения санкций против Гуцериева, семья избавилась от офисного здания на Hanover Square, его продали за 92 миллиона долларов.

Источник: londonofficespace.com

Когда первая информация о недвижимости Гуцериевых в Лондоне в октябре прошлого года всплыла в сливе Pandora Papers, представители семьи заявили The Guardian, что Михаил Гуцериев не имеет никакого отношения к активам, приобретенным 15 лет назад, и что его сын Саид Гуцериев, предприниматель и оффшорный бенефициарный владелец большей части имущества, был гражданином Великобритании. 

Но Гуцериевы покупали недвижимость в Лондоне в основном с 2004 по 2009 год, когда Саид Гуцериев еще учился, не работал и не вел бизнес. Некоторые объекты были куплена компаниями, в конечном итоге контролируемыми трастом, созданным Михаилом Гуцериевым в интересах Саида Гуцериева. Представители Саида Гуцериева сообщили Би-Би-Си, что у него не было «никаких деловых связей с отцом».

Документ из слива Pandora Papers о трасте Safmar 

Мы направили запрос в британский Минфин, который следит за исполнением санкций, а также семье Гуцериевых, но не получили ответ.

Как Гуцериев оказался в Беларуси

Михаил Гуцериев стоял у основания группы компаний «Сафмар» – могущественной бизнес-империи с активами в нефтяной, угольной, калийной, финансовой, торговой, девелоперской и медийной сферах. Но деятельность Гуцериева одной только Россией не ограничивается. 

Михаил Гуцериев. Фото: КоммерсантЪ

Довольно активен он и в Беларуси, куда стал часто приезжать с 2000 года, когда возглавил компанию «Славнефть». Это было совместное предприятие, созданное в 1994 году правительствами Беларуси и России. «Славнефть» получила долю в Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Именно его модернизация стала одним из первых начинаний Гуцериева. Как после рассказывал российский олигарх, этот проект помог добиться бизнесмену расположения у Лукашенко. 

Гуцериев, уйдя в 2002 году в самостоятельный бизнес, не терял связи с Беларусью, продолжая сотрудничать в нефтянке. Новый импульс отношения получили спустя 10 лет. С тех пор миллиардер построил в Минске отель «Ренессанс», а также терминал для  бизнес-авиации в Национальном аэропорту «Минск». Вписался Михаил Гуцериев и в белорусские IT-проекты. В частности, в 2019 году белорусский предприниматель Виктор Прокопеня, последнее время проживающий в Лондоне, и Саид Гуцериев, сын российского миллиардера, создали и запустили первую в СНГ криптобиржу Currency.com.

Источник: https://belaruspartisan.by/ 

Наряду с этим Михаил Гуцериев взял социальную нагрузку – построил элитную школу в Дроздах, перестроил в гостиничный комплекс усадьбу «Красносельское» под Радошковичами и возвёл православный храм в Минском районе.

Александр Лукашенко и Михаил Гуцериев в храме святого пророка Иоанна Предтечи, 3 октября 2020 года, фото: president.gov.by

При этом Михаил Гуцериев выстраивал бизнес в Беларуси, обслуживая интересы семьи Лукашенко. Некоторые «услуги» Гуцериева выглядят как подарки лично Лукашенко. Авторитарный лидер пользуется вертолетом, который российский бизнесмен купил за 14 миллионов долларов и выкрасил в цвета государственного белорусского флага. 

Фото: Mario Ferioli, airplane-pictures.net

На борту двух личных самолетов Гуцериева были замечены не только беларусские бизнесмены Владимир Пефтиев (21 и 25 сентября, 11 октября 2010 года) и Александр Зайцев (21 и 25 сентября, 16 октября 2010 года), которых называют «кошельками» Лукашенко, но и высокопоставленные чиновники — нынешний министр иностранных дел Владимир Макей (27 февраля и 12 марта 2011 года), бывший руководитель Службы безопасности президента, а сейчас глава Оперативно-аналитического центра Андрей Павлюченко (19 марта 2013 года), и сыновья Лукашенко Виктор (21 и 25 сентября, 11 и 16 октября 2010 года, 19 и 28 марта 2013 года) и Дмитрий (17 и 21 февраля 2020 года). [*] [*] [*] [*] [*] [*]

Высшей мерой доверия можно считать участие Гуцериева в тайной инаугурации Лукашенко после президентских выборов в 2020 году. На «торжестве» не было даже российского посла. 

В итоге летом 2021 года Михаил Гуцериев угодил в очередной пакет западных санкций против Беларуси, введенные в том числе в связи с вынужденной посадкой рейса Ryanair в Минске, на котором летел оппозиционный блогер Роман Протасевич.

Как санкции отразились на Гуцериеве

За десять дней до введения санкций олигарх покинул возглавляемый им совет директоров «Русснефти», а около 37% акций своей ключевой структуры передать брату Саит-Саламу Гуцериеву, который по итогу превратился в хранителя всех ключевых нефтяных активов семьи.

Сын Гуцериева также поспешил сбросить активы, которые связывали его с отцом или Беларусью. Он покинул пост главы нефтегазовой компании «Фортеинвест», которую возглавлял с 2014 года. Саид Гуцериев также продал свои доли в трёх криптобиржах компаньону Прокопене и международной криптобирже FTX. В октябре 2021 года Гуцериев-младший отрекся от белорусского Паритетбанка в пользу малоизвестного российского предпринимателя. 

Тут нелишним будет напомнить, как Михаил Гуцериев уже расставался с «Русснефтью» в 2007 году, когда был  вынужден покинуть Россию и продать компанию  Михаилу Прохорову из-за уголовного преследования, связанного с обвинениями в незаконном предпринимательстве и неуплате налогов. Но в 2010 году следователи МВД сняли с Гуцериева все обвинения (это произошло благодаря декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса РФ), и бизнесмен вернулся в Россию и выкупил 49% «Русснефти». К 2013 году он восстановил контроль в компании.

То есть у Михаила Гуцериева уже имелся опыт работы в условиях ограничений. 

Однако нельзя сказать, что санкции совсем не затронули Михаила Гуцериева. Сейчас под вопросом оказалась реализация самого амбициозного проекта российского бизнесмена в Беларуси - строительство Нежинского горно обогатительного комбината (ГОК), который в ближайшие годы должен был производить до 2 млн тонн калийных удобрений в год. Как сказал Лукашенко, Гуцериев один из немногих бизнесменов, кто получил доступ к белорусским недрам.

Нежинский горно-обогатительный комплекс. Фото: slavkaliy.com

Возведением комбината занимается компания «Славкалий», в котором председательствовал Михаил Гуцериев. Для финансирования проекта был привлечен кредит Банка развития Китая в размере 1,4 млрд долларов под гарантии белорусского правительства. Своих денег в Нежинское месторождение Гуцериев, по разным оценкам, вложил от 250 до 600 миллионов долларов. При этом два российских банка – Сбер и Траст – получили доли в «Славкалии» в рамках финансирования проекта. 

Строительство ГОКа шло свои чередом, пока не были введены западные санкции в отношении Гуцериева и его структур. Не спасла даже передача Гуцериевым брату Саит-Саламу контроля над акционером «Славкалия» – британской GCM Global Energy. В итоге летом 2021 года Банк развития Китая не перечислил очередной транш «Славкалию», а европейские компании отказались работать с компанией, которая и сама попала под санкции. Как еще и «Беларусбанк», через который китайские деньги шли на проект. В итоге стройка нового калийного комбината застопорилась.

Авторы Александр Ярошевич, Алексей Карпека, редактор Станислав Ивашкевич