Александр Лукашенко 7 ноября 2020 года дал официальный старт запуску первого энергоблока АЭС в Островце. Но уже через день после этого новая станция встала.
«В ходе проводимых испытаний, выявлена необходимость замены отдельного электротехнического измерительного оборудования. Работы по замене данного оборудования осуществляются согласно технологическому регламенту», – сообщили в Минэнерго.
За первый год работы станцию отключали от сети как минимум 8 раз. Суммарно она простаивала примерно 40% от всего своего рабочего времени или 149 дней из 365. Самая длительная остановка станции - почти на три месяца - произошла этим летом-осенью.
Когда первый энергоблок включили в сеть, то чиновники лишь пояснили, что проводили диагностику технологических систем и узлов турбогенератора. О причинах инцидента никто не рассказал.
Расследователи получили документы от «Киберпартизан», в которых прописаны 18 тысяч выявленных недостатков по первому энергоблоку. По состоянию на октябрь 2021 года 5 тысяч из них не были устранены. В начале декабря список дефектов по АЭС обновился. Теперь это около 3000 замечаний. По срокам проблемы должны быть устранены до конца зимы.
Недостатки зафиксировали Госстройнадзор, Госатомнадзор, МЧС и другие контролирующие органы. Эксперты отмечают, что документ выглядит только как часть замечаний, которые касаются преимущественно пуско-наладочных работ и вспомогательных систем первого энергоблока и не затрагивают сам реактор.
«Некоторые дефекты и несоответствия выявляются по нескольку раз в одном и том же месте. Это свидетельствует о низком уровне культуры безопасности, низком качестве поставляемого оборудования и монтажных работ, желании как можно скорее ввести энергоблок в эксплуатацию, до конца не решив все имеющиеся технические проблемы», считает заведующий отдела оценки безопасности Государственной инспекции по атомной безопасности Литвы Эвалдас Кимтис, который ознакомился с материалами.
По мнению экспертов, среди несоответствий есть малозначительные - такие как неверно оформленные документы или перегоревшие лампочки, однако хватает и, более серьёзных дефектов. В частности, вопросы имелись к системам пожаротушения, не испытана система управления станцией, не работают измерительные приборы. Более 60-ти замечаний – по резервной дизельной электростанции. Как ранее выявили расследователи, ее строительство, как и установку систем пожаротушения вело ОАО «Строитель», которое занималось работами высшей категории опасности не имея должной квалификации. Пожарники зафиксировали недоработки и в самом здании реактора. Так, в частности, необходимо провести работы на системе автоматических установок водяного пожаротушения (система SGD) в межоболочном пространстве.
«Система SGD имеет прямое отношение к противопожарной безопасности систем безопасности, поэтому нефункционирование этой системы абсолютно недопустимо. Согласно предоставленной Вами информации, некоторые компоненты этой системы не только не установлены, но даже ещё не закуплены. В Литве или другой стране Европейского Союза, само собой разумеется, в случае выявления такого несоответствия требованиям противопожарной безопасности, разрешение на эксплуатацию ядерной установки регулирующим органом не было бы выдано», – заверил Эвалдас Кимтис.
В одном из последних доступных отчетов Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) нарекает на работу Госатомназдора. Эксперты говорят, что этот регулирующий орган не обладает достаточной независимостью, что перекликается с резолюцией Европарламента по Белорусской АЭС.
Вместе с тем опрошенные эксперты отмечают, что перечисленные дефекты не способны привести к ядерной катастрофе. Но регулярные аварийные остановки ложатся дополнительными расходами из-за чего станция не может полноценно функционировать и отрабатывать российский многомиллиардный кредит, за который построена. Согласно оценке белорусского эколога-экономиста Татьяны Новиковой и эксперта «Экодом» Павла Горбунова, каждый день простоя одного реактора Островецкой АЭС обходится 2,34 млн долларов. Получается, аварийные остановки на белорусской станции в течение последнего года суммарно обошлись в 348,7 млн долларов.
Но даже если в будущем станция будет работать без частых отключений, то главный вопрос – куда продавать электричество, которое она будет вырабатывать?
Беларусь последние пять лет производит порядка 40 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. В основном эти объемы потребляются внутри страны, небольшая часть электричества уходит на экспорт. После того, как АЭС полноценно заработает, она сможет выработать ещё 18 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Что приведет к излишку производственных мощностей, считает международный аналитик по энергетической и ядерной политике Майкл Шнайдер.
Белорусские власти рассчитывали решить вопрос, в частности с помощью экспорта.
Основным покупателем белорусского электричества за рубежом в последние годы была Литва.
С 2016 по 2020 год она купила в Беларуси 3,3 миллиарда киловатт-часов на 170 миллионов долларов.
В этом году Литва отказалась от белорусского электричества.
С 3 ноября 2020 года, когда первый энергоблок Белорусской АЭС был подключен к сети, Вильнюс заблокировал поставки электроэнергии из Беларуси. В Литве недовольны тем, что Белорусская АЭС находится близко к их границе и считают атомную станцию угрозой национальной безопасности в случае тяжёлой аварии.
В феврале этого года министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис признавал, что четверть импортируемой электроэнергии все же попадает в Литву из Беларуси – через Латвию.
Но в сентябре литовский регулятор одобрил план по сокращению пропускной способности на линиях электропередач из Беларуси в Литву, чтобы электричество с Островецкой АЭС не попадало на балтийский рынок. И Крейвис заверил, что с тех пор в Литву оно не поступает. К 2025 году страны Балтии планируют полностью отключиться от единого энергетического кольца с Беларусью и Россией и переключится к сети в Западной Европе. В таком случае балтийский рынок будет полностью закрыт для Беларуси.
Еще одно направление сбыта для белорусской электроэнергии - Украина. C 2016 по 2020 года туда поставили один миллиард киловатт-часов на 50 миллионов долларов.
С января по сентябрь 2021 года поставок не было.
Дело в том, что в Украине периодически вводят запреты на импорт электричества из Беларуси, чтобы поддержать местного производителя и по политическим соображениям, рассказал аналитик консалтинговой компании EXPRO Дмитрий Сидоров. Последний такой запрет действовал с июня по октябрь этого года. С ноября на фоне роста спроса на электроэнергию в зимние месяцы поставки возобновились.
В целом, по словам аналитика, Украина – не особо стабильный рынок сбыта для белорусского электричества. Оно нужно зимой, когда возрастает потребление, а летом страна способна обеспечить себя сама. И вообще к 2023 году Украина планирует отсоединиться от электросети с Беларусью и Россией до конца 2023 года.
Что касается России и Польши, то на польский рынок Беларусь уже давно не поставляла электричество. На границе есть линия электропередачи, но она не работает. Там нет вставки постоянного тока. А в планах российского правительства до 2035 года импорт белорусского электричества не предусмотрен.
Если электроэнергию не экспортировать, то для того, чтобы загрузить АЭС, нужно кардинально увеличить энергопотребление внутри страны. Лукашенко поручил правительству стимулировать потребление электричества среди населения для отопления и приготовления пищи.
Кроме того власти планируют сделать так, чтобы в стране потребляли больше электричества за счет установки на ТЭЦ и в котельных электрических котлов вместо водогрейных и паровых, пользоваться электробусами и электромобилями, строить жильё с электрическим отоплением. В этом случае реальный сектор Беларуси сможет дополнительно потребить 11 миллиардов киловатт-часов в год.
«Но это надо менять технологии, на что требуются ресурсы. По моим ощущениям, это значительные вложения», – считает научный руководитель Института энергетики Александр Михалевич.
Помимо значительных вложений у всех этих планов есть еще один большой риск – в перспективе белорусская экономика может и не расти, а значит и не будет дополнительного спроса на электричество. И если вдобавок к этому соседние страны перестанут покупать белорусскую электроэнергию, то ее выработка в Беларуси сократится, а электричество станет дороже, считает Майкл Шнайдер. За это, по его мнению, придется расплачиваться населению.
«Инвестирование в атомную станцию требует много ресурсов, поэтому логично хотеть, чтобы станция работала круглый год на полную мощность и как минимум окупилась. Таким образом, платят налогоплательщики», – сказал Шнайдер.
Белорусские чиновники заверяли, что после ввода АЭС в эксплуатацию, электричество для населения станет дешевле. «Сегодня по энергосистеме средняя себестоимость выработки одного киловатт-часа на генерирующих мощностях - порядка 4,2 цента. На АЭС, по расчетам, будет около 3,5 цента», – считает заместитель министра энергетики Михаил Михадюк.
Но расчеты тех же государственных ученых показали другие цифры. С учетом кредитной нагрузки цена электроэнергии с БелАЭС может составить не 3,5, а 8,26 цента за киловатт-час.
Еще одним аргументом властей в пользу строительства станции было снижение зависимости от России и поставок газа из этой страны. Однако 2021 год показал, что в данном вопросе все может быть не так однозначно. Беларусь потребляет ежегодно около 20 млрд кубометров газа. Белорусские власти заявляли, что после ввода второго энергоблока БелАЭС (в первой половине 2022 года), потребление газа может сократиться на 4,5 млрд кубометров. Во время простоя первого энергоблока потребление природного газа превысило согласованные объемы поставок. Белорусские власти хотели докупить сверхплановые объемы газа на бирже в России, но не смогли это сделать из-за ограничений в рамках двусторонних межправсоглашений об условиях поставки газа, сообщил заместитель министра энергетики Беларуси Денис Мороз. В итоге в сентябре Беларусь была вынуждена импортировать из России примерно 300 млн киловатт-часов электроэнергии.
Авторы Ольга Ратмирова, Александр Ярошевич, редактор Станислав Ивашкевич