Вместе с Валерием Сахащиком, членом Объединенного кабинета Светланы Тихановской по вопросам обороны и бывшим командиром 38-ой отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады в Бресте, мы решили разобраться: какие системные изменения произошли в беларусской армии с момента той встречи Путина и Лукашенко, и о чем они свидетельствуют.
Россия передает Беларуси новое оружие
Спустя несколько дней после встречи с Лукашенко, Путин передал Беларуси батарею зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2К». Тогда представитель Минобороны Беларуси Леонид Касинский заявил, что ЗРК были преданы в рамках существующего межправительственного договора о военно-техническом сотрудничестве между странами.
По словам Сахащика, в этом случае официальные власти Беларуси не обманули, так как ЗРК действительно были переданы в рамках заключенных ранее договоренностей о военно-техническом сотрудничестве. При этом эксперт подчеркнул, что это лишь очередная партия вооружения, которая ушла в Беларусь. Ранее Минск уже получал от Москвы «Тор-М2К» в 2011, 2012, 2013, 2016 и 2018 годах.
Также в рамках сотрудничества в сфере военно-промышленного комплекса как минимум 6 беларусских предприятий, как пишет MotolkoHelp, производят для России противотанковые укрепления «Зубы дракона».
Расконсервация
13 января появилась информация о том, что в 38-й десантно-штурмовой бригаде проводят расконсервацию и обслуживание БТР-82А. 24 января Минобороны объявило, что подразделения 11-й отдельной механизированной бригады приступили к снятию техники с длительным сроком хранения в рамках «в рамках проведения мероприятий боевого сглаживания группировки войск Беларуси и России».
Как отмечает Сахащик, эта информация «не соответствует действительности». В первом случае, речь о расконсервации вообще не идет и в действительности БТР-82А были переданы Беларуси из России. Во втором случае ситуация обратная и технику Москве напротив передает Минск. По словам Сахащика, беларусская военная техника в течение всего 2022 года снималась с хранения и поставлялась в РФ.
Что все это значит?
Валерий Сахащик считает, что утверждение западных аналитиков об отказе Лукашенко вступить в войну в Украине было излишне смелым и реальных оснований, чтобы делать такие выводы, не было.
«На данном этапе мы видим, что проводимые мероприятия — это не успокоение Путина, а выверенный план для совместной подготовки формируемой региональной группировки войск России и Беларуси», — пояснил эксперт.
Это, по его словам, необходимо для того, чтобы воплотить в жизнь ряд общих целей Путина и Лукашенко. В частности, подготовить российских мобилизованных, используя инфраструктуру Беларуси и ее военных инструкторов; создать для ВСУ мнимую угрозу и отвлечь украинских военных на Северном направлении фронта; а также помочь Москве вооружением и подготовить войска России и Беларуси к совместному применению.
«Цели применения РГВ(С) (Региональная группировка войск Союзного государства) могут меняться. Однако на данном этапе можно утверждать, что РГВ(С) к наступлению не готова, для проведения подготовки наступательной операции требуется время», — добавил Сахащик.