Старшая научная сотрудница исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина в разговоре с БРЦ связала такую тенденцию, в том числе, с ростом недоверия населения.

Объем наличных денег в обороте в Беларуси достиг рекордных 8,19 млрд рублей, следует из отчета Нацбанка. Как заметил БРЦ, за год показатель вырос на 2,5 млрд рублей.

Объем наличных в обороте увеличивался и ранее, но куда более скромными темпами. Например, с 2016 по 2021 год ежегодный рост не превышал одного миллиарда, а в 2022-м — 1,4 млрд рублей.

Объем наличных в обороте растет 17 месяцев подряд. Увеличивается и широкая денежная масса — количество всех денег в государстве (наличных и безналичных),в том числе в виде ценных бумаг и драгоценных металлов. В июне этот показатель превысил 64 млрд рублей. Год назад объем денежной массы был на уровне 52,5 млрд рублей.

Кроме того, меняется структура широкой денежной массы, в том числе из-за ускоренного роста доли наличных денег в обороте. В июне 2021 года на наличные приходилось 8,4% денежной массы,в июне прошлого года — 10,7%. В этом году показатель достиг 12,8%.

Старшая научная сотрудница исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина в разговоре с БРЦ связала такую тенденцию, в том числе, с ростом недоверия населения.

«Увеличение наличности в обороте может быть связано с тем, что у людей растет недоверие из-за экономической и внутриполитической ситуации, сложившейся в стране, войны, которая влияет на Беларусь», — объяснила Лузгина. 

По ее словам, на рост наличных в обороте мог повлиять и курс доллара. «Вроде, сейчас ничего страшного не происходит, но доллар укрепляется. А у нас в умах степень долларизации очень высокая. И люди смотрят на курсы валют». Поэтому белорусы хотят хранить деньги в наиболее ликвидной форме и снимают их со счетов», — считает эксперт.

Еще одним фактором Лузгина назвала мягкую денежно-кредитную политику Нацбанка, из-за которой снижается привлекательность рублевых депозитов как формы сбережения денег. Экономист предупредила, что рост количества наличных в обороте может создать дополнительное давление на инфляцию.

«В любой момент, когда происходят какие-то катаклизмы экономического, политического характера, любое событие, на которое может среагировать население, наличка может вылиться на рынок. В форме повышенной покупки валюты или товаров. Плюс наличкой можно производить расчеты, которые идут мимо отчетности. Это способствует развитию теневой экономики», — говорит Лузгина.

Также она отметила, что деньги, которые на руках, не работают. Если бы они были в банках, их можно было бы инвестировать, направить на экономическое развитие, но сейчас «они просто лежат дома».