По словам аналитика Евросовета по международным отношениям и бывшего представителя посольства Беларуси в Литве Павла Слюнькина, причиной, по которой Литва приняла такой закон, может быть уязвимость. Потоки прибывающих граждан из Беларуси и России в Литву, даже на гуманитарных основаниях, могут восприниматься страной как потенциальная угроза, если количество таких людей станет очень большим.
Что касается причин, то в данном случае все просто. Литва чувствует себя уязвимой, находясь вблизи враждебных России и нынешних властей Беларуси. Историческая память указывает на необходимость предпринимать меры, которые помогут снизить риски для своей страны. Нынешний военный контекст ставит перед литовскими властями непростой выбор между открытой политикой для беларусов: гражданского общества, релокантов, беженцев и заботой о собственной безопасности. И опасения о безопасности возникают не на пустом месте. Литва на протяжении долгих лет сталкивается с российской и беларуской враждебной активностью на ее территории. Эти страны пытаются влиять на внутриполитические процессы в Литве через русско- и польскоязычные меньшинства, вербовать информаторов, использовать местное население, их социальное недовольство в своих интересах (то, чего Литва пытается избежать, хорошо видно сейчас в Молдове). При этом Россия и Беларусь доминируют над Литвой по численности населения. Потоки прибывающих оттуда граждан, даже на гуманитарных основаниях, могут восприниматься как потенциальная угроза, если количество таких людей станет очень большим, - считает Слюнькин.
Аналитик также отмечает, что шансы на скорые перемены в Беларуси пока не просматриваются, влияние демсил в изгнании на беларусское общество уменьшается, а режим Лукашенко все больше укрепляет свой контроль над личной жизнью граждан, шантажирует их.
И в таком ракурсе инвестиции в политику открытости выглядят для Литвы чрезвычайно рискованными, поэтому она становится в защитную позицию, хотя и осознает, что таким образом отрезает путь для многих беларусов на спасение от преследования. Но в военные времена превалирует логика безопасности, а не мягкой силы или гуманитарных соображений, - говорит Павел Слюнькин.
Что касается вопроса выдачи беларусам виз, то подходы, по словам эксперта, останутся прежними. Действующий порядок предполагает выдачу виз гражданам Беларуси на гуманитарных основаниях, и он же перенесен в документ. То есть меняется только юридическая основа, при этом пока планируется сохранить временный характер таких подходов.
Все, что не подпадает под "гуманитарные основания", вероятнее всего, станет еще более проблематичным. Появляются новые ограничения для просителей литовского ВНЖ, будет ограничена или и вовсе закрыта возможность получения литовского гражданства. Важно также учитывать, что проект пока был принят в первом чтении. В теории, в него могут еще внести некоторые изменения. Однако пока неизвестно, как будет работать правоприменительная практика. В теории требования для подтверждения гуманитарного характера обращения за визой могут стать более жесткими, - поясняет Слюнькин.
В Офисе Светланы Тихановской заявили, что Объединенный переходный кабинет и Офис работают с законодательной и исполнительной властью Литвы, чтобы обеспечить законные права беларусов при принятии законопроекта Сеймом Литвы.