Кто такой Станисловас Томас? Сам себя он называет литовским адвокатом и правозащитником, а также профессором Сорбонны. Однако, как выяснило «Еврорадио», профессором Сорбонны литовец не является, хотя и писал там докторскую диссертацию.
Не является Станисловас Томас и литовским адвокатом. Он работал помощником адвоката, но лишился этого статуса за «грубые этические нарушения». Более того, в 2016 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что Томас не является адвокатом, и навсегда запретил ему представлять или иным образом помогать заявителям в делах, находящихся на рассмотрении в ЕСПЧ.
В 2019 году Станисловас Томас оказался в поле зрения правоохранительных органов по подозрению в мошенничестве. Он предложил литовским пенсионерам скинуться по €50 на его услуги, чтобы подать коллективный иск в ЕСПЧ из-за маленького размера пенсий. Не имея статуса адвоката, представлять их интересы в этом суде он заведомо не мог.
«Адвокат» Беларуси
Во время кризиса на беларусско-литовской границе в 2021 году Станисловас Томас предлагал мигрантам свои услуги по легализации в Литве и стал частым гостем на беларусском телевидении. В декабре того же года стало известно, что он попросил политическое убежище в Беларуси из-за уголовного преследования в Литве. А в марте 2023-го на своем сайте написал, что Беларусь является его клиентом.
На мартовское заседание КЭСКП Томас мог попасть в качестве «представителя гражданского общества». Ведь в обсуждениях Комитета могут участвовать общественные организации, подавшие альтернативные доклады о ситуации в стране, которую репрезентуют. Как минимум две организации, представившие альтернативные доклады для Комитета, связаны с Томасом. Это EgLex из Монако и Holocaust Victims Foundation, зарегистрированная на Нормандских островах. От имени первой Томас ранее писал обращения в ООН. Из документов второй следует, что она связана с EgLex. Сам же отчет Holocaust Victims Foundation среди прочего касается Станисловаса Томаса и его деятельности в Литве.
В докладах обеих организаций тема санкций против беларусского калия не затрагивается. Однако в телеграме Томаса 23 февраля появилась запись, что Комитет по экономическим правам ООН принял к рассмотрению его жалобу о том, что ограничения Литвы на экспорт беларусских удобрений могут нарушать право африканцев не голодать.
БРЦ отправил в КЭСКП запрос, действительно ли Томас направлял им такую жалобу, — на момент публикации нам не ответили.
В Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам входят 18 независимых экспертов из разных стран. На сайте организации говорится, что они «обладают высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Принятая ими резолюция — это длинный список рекомендаций по борьбе с бедностью, дискриминацией, изменением климата и т.д. Есть среди них и пункт с предложением пересмотреть ограничения на поставки калийных удобрений из Беларуси в страны Африки и Латинской Америки, которые, как утверждается, привели к «нехватке удобрений и отрицательно сказались на продовольственной безопасности в этих странах».
Круговорот калия на рынке…
После введения санкций против беларусского калия Белстат засекретил данные по его экспорту. Но на основе информации из открытых источников можно сделать вывод, что эти ограничения не могли повлиять на голод в Африке.
В 2022 году, после введения санкций, предложение калия на рынке превышало его потребление в полтора раза: 60 млн тонн против 39 млн тонн. Кроме того, в беднейшие страны мира шла лишь небольшая часть беларусских удобрений. СМИ со ссылкой на данные Белстата сообщали, что в 2020 году Беларусь поставила калия в страны Африки всего на $123 млн из $2,4 млрд от общего экспорта калийных удобрений. Причём большая его часть шла в Марокко, Египет и ЮАР — далеко не самые бедные страны Африканского континента.
Беларусь поставляла калий преимущественно в Бразилию (она была основным покупателем беларусских удобрений в Латинской Америке). Эта страна запрет на поставки калия из Беларуси не вводила, но из-за американских и европейских санкций доставлять туда удобрения стало значительно сложнее. Доля Беларуси на рынке калия Бразилии снизилась с 18% в 2021-м до 9% в 2022 году. Его заместили удобрения из других стран. Это признает и посол РБ в Бразилии. В интервью YouTube-каналу БЕЛТА в марте этого года он сообщил, что доля производителей удобрений из Канады и США на бразильском рынке выросла ровно на тот объём, который не удалось поставить беларусам.
Похожая ситуация в Индии. В 2021 году она была третьим по объёму импортёром беларусского калия. В 2022-м, несмотря на высокие цены, его экспорт из Беларуси в Индию в денежном выражении сократился почти вдвое — с $306,97 млн до $168,52 млн. Причем поставки на $118,67 млн завершились еще до введения санкций. Конкуренты Беларуси резко нарастили экспорт калия в Индию.
Сейчас Беларусь увеличивает экспорт в Китай (выручка в январе-феврале 2023-го составила $895,36 млн, год назад за тот же период — $569,83 млн). Однако, чтобы продавать свои удобрения, Беларусь вынуждена предоставлять большую скидку. По данным издания «Коммерсантъ», её размер доходит до 50%.
Таким образом, дефицита калийных удобрений на мировом рынке нет, предложение превышает спрос, потребление снизилось незначительно, а попавший под санкции беларусский калий заместили удобрения из других стран.
…и его влияние на продовольственную безопасность
Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций по состоянию на 2 июня 2023 года, производство зерновых в мире в 2022/2023 годах составит 2786,5 млн тонн, а потребление — 2777,6 млн тонн. То есть профицит — 8,9 млн тонн. При этом до введения санкций против беларусского калия, в 2018-2019 годах на рынке был дефицит 40,3 млн тонн зерна.
Повлиять на продовольственную безопасность в прошлом году мог не дефицит беларусских удобрений, которого, как мы выяснили, не было, а рекордный рост цен на них. И, соответственно, на зерно. Калий с мая 2021-го по май 2022-го подорожал в три раза — до $1170 за тонну. Зерно за тот же период — почти вдвое, до $522 за тонну.
Резкий скачок цен — это риск для бедных стран. С одной стороны, если предложения зерна и удобрений в избытке, но им не хватает денег, чтобы обеспечить минимальные потребности, на помощь приходят программы Всемирного банка, МВФ и других частных и международных некоммерческих организаций. С другой — не до всех международная помощь доходит вовремя.
Россия сыграла на беспокойстве, доведя до паники
Что спровоцировало рост мировых цен? В первую очередь — психологический фактор. Как отмечают эксперты Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI), многие страны, зависящие от импорта удобрений из России и Беларуси, из-за опасения немедленного дефицита начали искать альтернативные источники поставок. Это создало беспокойство на рынке — так как спрос велик, примерно три четверти всех стран импортируют не менее половины нужных им удобрений.
На этом сыграла Россия, дальнейшими заявлениями и действиями усугубив панику. 10 марта 2022 года министр промышленности Денис Мантуров на совещании у Владимира Путина сообщил, что Россия ограничит экспорт своих удобрений. По его словам, это было сделано не для того, чтобы кому-то создать неудобства, а из-за проблем с логистикой.
У российских производителей, действительно, были проблемы с экспортом калия. Многие из них, например, «Уралкалий» и «Еврохим», пользовались морскими терминалами в странах Балтии. Когда Евросоюз ввел санкции против России за нападение на Украину, отгрузки через них были заблокированы. Но, чтобы избежать негативных последствий для продовольственной безопасности, США и ЕС вывели российский калий из-под санкций, так как он был отнесён к товарам первой необходимости. Российским судам с калием разрешили заходить в европейские порты.
В результате самоограничения на экспорт удобрений Россия так и не ввела. Правда, российские производители почти вдвое сократили добычу. До 2013 года они это периодически делали, вероятно, чтобы держать цены высокими. Похоже, так было и в этот раз. Как сообщает газета Financial Times, по итогам прошлого года экспорт калия из России упал всего на 10%, а доходы страны от него из-за роста цен выросли на 70%.
Скачок роста цен на зерно также был во многом искусственно спровоцирован Россией, которая одновременно ввела запрет на экспорт собственного зерна и заблокировала перевозку украинского через Чёрное море. Ситуация временно стабилизировалась благодаря зерновой сделке.
Кремль переиграл — в игру входят конкуренты
Россия спровоцировала рост цен на удобрения и зерно, чем ускорила запуск нескольких проектов по добыче калия, развитие которых до того было нерентабельно.
Международный гигант BHP Group планирует ускорить сроки строительства калийного рудника Jansen в Канаде. По проекту уже в 2026 году он будет производить почти столько же калия, сколько Беларусь экспортировала в Европу, Северную и Латинскую Америки. Также о планах скорейшего наращивания производства объявили американская Mosaic, канадская Nutrien и немецкая K+S Group. Они планируют вывести на рынок свыше 10 млн тонн в ближайшие 2-3 года. Этих объёмов будет достаточно, чтобы заместить экспорт удобрений из Беларуси или России.
Кроме того, в 2023 году канадская компания Millennial Potash приобрела африканский калийный проект Banio. Он охватывает 1238 кв. км территории Габона, на которой содержится 1,7 млрд тонн калийных природных солей. Это одно из крупнейших в мире месторождений, имеющее значительное преимущество в затратах на поставки из-за своей близости к основным рынкам калия в Южном полушарии.
Всё это объясняет, почему беларусским властям именно сейчас критически важно ослабить санкции против калийной отрасли — до падения цен, пока многие рынки окончательно не утрачены. При этом можно сказать, что ситуация уже стабилизировалась и снятие санкций с беларусских удобрений мало на что повлияет.
Канада и другие экспортёры в прошлом году нарастили добычу калия из имеющихся мощностей и наладили его поставки. Кроме того, цена на нефть упала со $120 в июне 2022-го до около $80 за баррель в марте 2023-го, что удешевило транспортировку. В результате цены на калий уже снизились почти втрое — с рекордных $1202 за тонну в апреле прошлого года до $407,5 в апреле текущего, вернувшись к уровню середины 2021 года. По прогнозам аналитиков, цены на удобрения будут снижаться и дальше.
Цены на хлористый калий в 2023 году по сравнению с прошлым годом снизятся почти на 30% — до $450 за тонну ниже прошлогодних, полагает FitchRatings, а в 2024-м упадут до $300 за тонну — практически до показателей конца 2019 года.
Через Россию на мировой рынок
Беларуси и под санкциями в этом году удалось воспользоваться сравнительно высокими ценами. Власти засекретили статистику по экспорту калийных удобрений, но по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с которой ознакомились «Ведомости», за первый квартал 2023 года через Россию провезли более двух млн тонн беларусского калия. Для сравнения, за весь прошлый год Беларусь провезла через Россию 3,5 млн тонн. Если темп сохранится, то в этом году «Беларуськалий» экспортирует через РФ около 8,5 млн тонн калия. Этот объём всего на треть меньше, чем в досанкционные времена.
Правда, такой вариант приносит прибыль при высоких ценах. При дальнейшем их снижении транзит, вероятно, уменьшится — слишком высока стоимость его транспортировки по железной дороге на большие расстояния. По той же причине уже сейчас не так выгодно экспортировать через Россию больше удобрений. Расстояние от Солигорска до Клайпеды — 620 км. До Усть-Луги — в полтора раза дальше, до Мурманска — почти в четыре раза, до Владивостока — более чем в 16 раз.
Власти Беларуси пробовали договориться с РЖД о скидках, чтобы минимизировать эти потери. По данным на январь 2023 года скидки действуют только на перевозку по РЖД беларусских нефтепродуктов, но не калийных удобрений. С тех пор публично об изменении тарифов не сообщалось.
Вероятно, весь прошлый год Лукашенко частично придерживал экспорт, чтобы договориться о скидке, но в этом году принял существующие условия, чтобы успеть воспользоваться высокими ценами. Но вывезти все досанкционные объёмы калия через Россию Минск, видимо, не может из-за нехватки пропускной способности российских портов. По словам директора по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александра Головизнина, этих мощностей россиянам едва хватает на собственный экспорт удобрений.
Беларусь с 2020 года обсуждает вопрос строительства в России собственного порта. Также речь идёт о возможности купить и переоборудовать один из уже существующих. Однако до сих пор эти вопросы «находятся на стадии проработки». Министр транспорта и коммуникаций Беларуси заявлял, что ряд российских банков готов кредитовать постройку беларусского порта. Кроме этих слов публично о достигнутых договорённостях не сообщалось.
Пока же порт «Бронка» в Санкт-Петербурге, который Минск рассчитывал выкупить уже в этом году, продали московской компании ООО «НКК-Логистик». 10 мая стало известно, что сделка завершена.
По информации петербургского издания «Фонтанка», появилась эта компания полтора года назад, её сайт не работает, на звонок журналистов издания никто не ответил. Публичных упоминаний её владельцев Алексея Распопова и Натальи Морозовой журналисты «Фонтанки» не нашли. Источник издания считает, что, возможно, через какое-то время «НКК-Логистик» перепродаст порт другому собственнику, который по каким-то причинам не мог купить его напрямую. Возможно, беларусам, однако пока ничто на это не указывает.
Резюме: факты VS аргументы Комитета ООН
Мировой скачок цен на калий и зерно действительно частично был связан с ограничениями на экспорт беларусского калия. Но, во-первых, важную роль на рынке удобрений и зерна отыграла Россия. Во-вторых, этот скачок не вызвал дефицита продовольствия и, что самое главное, длился лишь с марта по август 2022 года, после чего цены опустились до прежнего уровня. Произошло это потому, что западные производители ускорили открытие нескольких крупных шахт. Ожидается, что поставки калия из этих месторождений насытят рынок — это еще сильнее снизит цены в долгосрочной перспективе.
Всё это противоречит аргументам Комитета ООН о необходимости снять санкции с «Беларуськалия» для спасения голодающих в Африке. Еще больше ослабляет позицию КЭСКП возможное участие и влияние на него Станисловаса Томаса.