Гайдукевич целился в Польшу, а попал в БССР
Депутат беларусского парламента Сергей Гайдукевич заявил, что экскурсоводы должны рассказывать людям о том, сколько было убито беларусов в Западной Беларуси и что им было запрещено ходить в Церковь. По его мнению, это нужно для того, чтобы люди четко понимали «где черное, а где белое».
«Они не рассказывают о том, сколько было уничтожено беларусов, они не рассказывают, что белорусы были лишены права разговаривать на родном языке - русском, белорусском. Забрали у них возможность ходить в церковь. Они про это не рассказывают. С этим тоже надо разобраться».
Беларусам под Польшей, возможно, не так уж и хорошо жилось. Но вот про церковь Гайдукевич заговорил зря.
Православная церковь в Западной Беларуси лишилась 300 храмов - их пришлось вернуть католической церкви, которой они когда-то принадлежали. Но даже при всем этом на тот момент, когда Западная Беларусь была присоединена к СССР, у западных беларусов было 540 действующих церквей и 606 священников. В это время в Восточной Беларуси при советской власти были закрыты все церкви, не было ни одной епархии и ни одного епископа.
Так что Гайдукевич немного перепутал, кто забрал у беларусов возможность ходить в церковь.
Про уничтожение беларусов Гайдукевич тоже вводит в заблуждение.
В Западной Беларуси, действительно, был лагерь Береза-Картузская, куда ссылали несогласных с политикой Польши беларусов. И условия жизни, по свидетельствам всех историков, там были действительно невыносимыми.
Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, рассказывал на СТВ, что в этом лагере за все годы погибли по разным оценкам от 13 до 17 человек.
Но за это время в БССР, по подсчетам НКВД погибло 7 тысяч жителей Беларуси, а по подсчетам исследователей, не менее 27 тысяч. Причем это данные доктора исторических наук, профессора Игоря Марзалюка - депутата известного своими провластными взглядами. И говорил он это в официальной газете Администрации Президента «СБ Беларусь Сегодня». Вот его слова:
«В БССР же, по данным НКВД СССР, к 1 марта 1938 года было арестовано 24.209 человек, из них “по первой категории” (то есть к расстрелу) было осуждено 6.869 человек. По подсчетам Александра Дюкова, общее число осужденных к высшей мере наказания по национальным операциям в нашей республике составляет около 20.000 человек. А общее число по “кулацкой” и национальным операциям - около 27.000 человек».
Таким образом, по официальным данным, в Западной Беларуси от преследований погибли 17 человек, а в Восточной от 7000 до 27000. А депутат Гайдукевич сознательно искажает реальность, в упор не замечая черных пятен советской истории.