В Беларуси создадут собственную криптовалюту, заявил Александр Лукашенко 26 января 2025 года. На следующий день аналитик Беларусского института стратегических исследований Алексей Авдонин в эфире «Альфа радио» и «СБ ТВ» провозгласил его первым криптопрезидентом.
«Трамп себя обозвал первым криптопрезидентом. Но первым криптопрезидентом в действительности был Лукашенко. Потому что изменения законодательства, создание инфрастуктуры для криптобирж, создание технологий, они начали создаваться после указа президента 17 года. То есть первым криптопрезидентом в действительности в мире является наш президент», — заключил Авдонин.
Беларусь действительно одной из первых в мире занялась легализацией криптовалюты. И обогнала в этом США. Александр Лукашенко подписал декрет №8 «О развитии цифровой экономики» в конце 2017 года. Документ вступил в силу в марте 2018-го. Он официально разрешил выпускать токены, проводить криптооперации и использовать блокчейн без бюрократии.
Однако первые криптобиржи в мире начали появляться раньше. Команда WTF нашла минимум две. В 2015-м в Чили правительственный фонд профинансировал создание первой в стране криптобиржи SurBTC. А одна из первых биткоин-бирж в мире Bitstamp, созданная в 2011 году, в 2016-м получила лицензию на деятельность от властей Люксембурга.
Что касается собственной криптовалюты, то и здесь Александра Лукашенко обогнали. Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил о ее создании в конце 2017 года. Он планировал, что петро — так она называлась — поможет стране обойти международные санкции, однако полноценно она так и не заработала и в 2024 году официально прекратила свое существование.
В государственном регулировании рынка криптовалют пионером считается Япония. Легализацию криптовалют там начали в 2016 году, когда в закон внесли новые правила криптовалютного рынка. Биржи обязали регистрироваться в органах власти, биткоины признали законным платежным средством, у пользователей появилась система защиты.