«Поощрение науки и стремление к миру — конечно, дело благое. Но, как оказалось, весьма спорное. Среди лауреатов был “отец химической войны” Фриц Габер. 9 раз на премию по литературе номинировали головореза-убийцу Стенли "Туки". А этому человеку в итоге премия не досталась, но весь ужас в том, что он имел реальные шансы ее получить. В 39-м году, всего за три месяца до вторжения Германии в Польшу, на Нобелевскую премию мира был номинирован Адольф Гитлер. Академики посчитали — фюрер обеспечивает Европе мирное будущее», — рассказывает ведущая Екатерина Тихомирова.
Большая часть сказанного Тихомировой — неправда.
Химик Фриц Габер и правда фигура неоднозначная. Он внёс большой вклад в создание химического оружия, в Первую мировую войну добровольно пошёл на фронт и руководил первой в истории газовой атакой под бельгийским городом Ипр, в результате которой погибли около тысячи человек. Но он также создал азотные удобрения, чем спас миллиарды человек от голода.
Стенли «Туки» Уильямс в юности возглавлял банду. Когда ему было 28-м, его арестовали и приговорили к смертной казни. Почти 25 лет он провёл в тюрьме, ожидая её исполнения, где стал писать детские книги. Их главной темой стала борьба с уличным насилием — за что его и номинировали на Нобеля. Премию мира Стэнли Уильямс не получил, но вошёл в историю как единственный номинант, приговорённый к смертной казни.
Гитлера действительно в 1939 году выдвинули на Нобелевскую премию, но это выглядело иначе, чем рассказала Тихомирова. Его номинировал один из депутатов шведского парламента Эрик Брандт, известный антифашистскими взглядами. И сделал он это в знак протеста против выдвижения на Нобеля премьер-министра Британии Чемберлена, подписавшего с Гитлером Мюнхенское соглашение, по которому Германия забрала у Чехословакии Судетскую область. Как Брандт пояснял в интервью — это была ирония. Так он хотел показать, что ни Чемберлен, ни Гитлер не заслуживают Нобелевской премии мира. Он отозвал предложение наградить Гитлера через несколько дней после подачи. Поэтому утверждение Екатерины Тихомировой, что академики посчитали фюрера гарантом мирного будущего Европы — ложь. Нобелевский комитет его кандидатуру даже не рассматривал.