Расследования

Сегодня

«Отношение на высшем уровне». Бывшие участники «СВО» последние три года отдыхают в беларусских санаториях

Поговорили с российским военным, который воевал против Украины, а по возвращении лечился в Лепеле.

Авторы: Мариля Докутька
Редакторы: Яна Мицкевич, Лола Бурыева, Станислав Ивашкевич

Беларусь официально не участвует в войне России против Украины, но власти страны систематически обслуживают Кремль, создавая околовоенную инфраструктуру. В предыдущих расследованиях БРЦ показал, как Минск помогает Москве обходить санкции, создает фильтрационные лагеря и секретно лечит раненых бойцов элитных российских подразделений в своих больницах. На этот раз мы подтвердили, что на протяжении трех лет ветераны «СВО» поправляют здоровье в беларусских санаториях.

Электрофорез для снайпера

Массажные кресла, дыхательная солевая комната, электрофорез и многие другие процедуры предложил Лепельский военный санаторий Вооруженных сил Республики Беларусь бывшему участнику «СВО» Антону Кубасову. Об этом россиянин сам рассказал журналистке БРЦ, которая позвонила ему, представившись сотрудницей беларусского государственного медиа. Мы вышли на мужчину, когда искали подтверждение тому, что беларусские здравницы принимают российских солдат.

Сейчас Кубасову 41 год. Он жалуется на самочувствие, говорит, что разваливается, его беспокоит разрушение суставов. На оздоровлении в Беларуси он был с 20 ноября по 10 декабря прошлого года — в составе группы ветеранов.

Антон Кубасов
Источник: «ВКонтакте» / Антон Кубасов

«Мне очень понравилось [в Лепельском санаторий]. Во-первых, само отношение к нам было на самом высоком уровне. Питание обалденное. Все мероприятия, которые проходили, — очень классные, понравилось. Не сравнить с русскими [санаториями]», — поделился Кубасов.

В разговоре он признался, что служил снайпером-разведчиком в 488 полку (это мотострелковый полк, входящий в состав 144 гвардейской мотострелковой дивизии в Смоленской области). Кубасов дополнил, что участвовал в боях за Кременную на Луганщине — с середины апреля 2022-го город находится под российской оккупацией. 

О себе мужчина сказал: «Один из тех, кто там выжил». Подтвержденной информации о том, сколько мирных жителей не выжило во время штурма города российской армией, нет. На второй день боев за Кременную тогдашний руководитель областной администрации Сергей Гайдай назвал число в 200 человек, но подчеркнул, что оно может быть выше, поскольку эвакуировать население во время захвата было невозможно. Те, кто пытался покинуть город самостоятельно, попадали под обстрелы.

Без ноги, но с деньгами

Поездка в беларусский санаторий — это единственная награда за участие в войне против Украины, пожаловался Кубасов. Ни медалей, ни выплат он не получил. В отличие от другого гостя Лепельского санатория — уроженца Пскова Андрея Ползохновского. С войны против Украины он вернулся без ноги, но, как писало издание «Север. Реалии», с орденом Мужества и тремя миллионами российских рублей в качестве компенсации за ранение ($32 тыс.). Сейчас ему 24 года.

Андрей Ползохновский
Источник: «ВКонтакте» / Андрей Ползохновский

В Лепельском санатории Ползохновский отдыхал в то же время, что и Кубасов. Фотоснимки с ним в интерьерах беларусского учреждения опубликовал российский фонд «Защитники Отечества». Ползохновский публично поблагодарил организаторам лечения — это дало нам ещё одно подтверждение, что солдаты, которые воевали против Украины, проходят реабилитацию в Беларуси.

Мы пытались поговорить с россиянином, но не смогли ему дозвониться. Воевать против Украины он отправился добровольно в октябре 2022-го с желанием заработать. О своем решении он не жалеет. Более того, если бы не протест матери, он бы вернулся на войну — по крайней мере, так он говорил в 2023-м году журналистам издания «Север. Реалии».

Три года — без огласки

Таких, как Кубасов и Ползохновский, Лепельский военный санаторий, находящийся в подчинении Министерства обороны Республики Беларусь, принимает с 2023-го года. Про это нам сообщили в маркетинговом отделе учреждения. Мы позвонили туда, используя легенду о журналистах государственного медиа — на этот раз российского.

«У нас оздоровление проходит, санаторно-курортное лечение именно вот такая категория граждан из Российской Федерации каждый год», — сказала сотрудница санатория.

За отдых российские военные не платят. Путевки им предоставляют государственные органы и благотворительные организации. Одна из них — фонд «Защитники Отечества», которым руководит заместительница министра обороны РФ и, как утверждает российское издание «Верстка», родственница Владимира Путина Анна Цивилёва. Основание для предоставления такой услуги, по словам сотрудницы санатория, — договор с Постоянным комитетом Союзного государства: «Это [касается] не только “СВО”. Это ветераны Великой Отечественной войны, а также ветераны-афганцы». На другие вопросы она отказалась отвечать, так как «в каком формате подать эту информацию, сначала нужно обсудить с начальником санатория».

Договор, о котором упомянула наша собеседница, вероятнее всего касается мероприятий по организации санаторно-курортного лечения, предусмотренных постановлением Совета Министров Союзного государства от 2011-го года. Изначально оно было ориентировано на людей с инвалидностью и ветеранов Великой Отечественной войны, но в 2022-м году документ скорректировали. В перечень тех, кто имеет право за счет бюджета Союзного государства получать санаторно-курортное лечение, добавили людей с инвалидностью и ветеранов боевых действий, в том числе на территории другого государства. Этот официальный документ предусматривает отдых российских военных в беларусских здравницах.

В 2024 году участие в реализации программы принимали три беларусских санатория — уже упомянутый нами Лепельский военный, «Чаборок» и «Сосновый бор», а также два российских — «Переделкино» и «Карачарово».

Финансирование ведется из бюджета Союзного государства. В этом году на оздоровление ветеранов выделили 26 млн российских рублей или почти 950 тыс. беларусских (около $312 тыс.). В 2024-м году сумма была меньшей — 877 тыс. беларусских рублей на 389 путевок, 180 из которых — в наши здравницы. Сколько среди них предназначались для солдат, воевавших против Украины, нам неизвестно.

Лукашенко готов помочь

В скором времени в беларусские санатории могут приехать сотни бывших участников «СВО». Российские и беларусские власти обсуждают соответствующую программу помощи в реабилитации для бывших участников войны в Украине. В обсуждении участвует губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. В конце сентября он приезжал в Беларусь с визитом, где его встречал первый вице-премьер Николай Снопков.

В это же время супруга Дрозденко Ирина, которая руководит Всеволожским Мультицентром социальной и трудовой интеграции, посетила санаторно-курортные учреждения Минской области и провела переговоры с руководством исполнительного комитета Могилевской области. В результате была достигнута договоренность о создании программы реабилитации для российских военнослужащих и их семей в беларусских санаториях. Планируется, что оздоровление в нашей стране ежегодно будут проходить не менее 800 человек. На каких условиях — это сейчас прорабатывает Комитет по социальной защите Ленинградской области. Инициативу уже одобрил Николай Снопков, о чем писали российские медиа, тогда как беларусские государственные СМИ этим планам внимания не уделили. [*]

Беларусская и российская стороны на протяжении нескольких лет обсуждают возможность направлять участников войны против Украины в наши санатории. В сентябре 2023-го года Александр Дрозденко уже поднимал этот вопрос при встрече с Николаем Снопковым. Тогда губернатор Ленинградской области жаловался на нехватку собственных ресурсов в России. В прошлом году Дрозденко предложил использовать беларусские курорты для оздоровления российских военнослужащих и самому Александру Лукашенко. Тот выразил готовность помочь, не упомянув при этом, что Беларусь уже предоставила свои санатории для бывших участников войны в Украине.

Мы отправили запросы в российский фонд «Защитники Отечества», Лепельский военный санаторий и Министерство здравоохранения Беларуси с просьбой прокомментировать, сколько бывших участников «СВО» прошли реабилитацию в беларусских санаториях, а также на каком этапе находится разработка совместной программы помощи. На момент публикации никто их них нам не ответил.