Материал подготовлен в партнерстве с изданием «Вёрстка» (Россия) при поддержке «Киберпартизан».
Запрет Евросоюза на ввоз в Россию техники и несовершенство санкционного законодательства помогают обогащаться бизнесмену, которого называют «кошельком» Александра Лукашенко. Александр Шакутин использует нежелание западных производителей терять доходы и российскую программу импортозамещения. Возможности, которые она дает, значительно увеличились из-за изоляции России.
Завоевывая российский рынок под девизом импортозамещения, беларусское предприятие «Амкодор» использует множество импортированных деталей. Об их количестве косвенно может свидетельствовать объявление на сайте Гомельской Торгово-промышленной палаты за 2021 год. Там приводится перечень европейских компонентов техники, которые предприятие стремится заменить из-за санкций или рискованных условий поставок. Всего в списке фигурируют 32 компонента: от ключевых элементов — харвестеров и рубильных модулей, до таких деталей, как колесные диски, дисплеи и джойстики. На сайте «Амкодора» мы нашли информацию про использование в сборке европейских, американских и японских деталей, в том числе попавших под санкции.
Под санкциями находится и сам Шакутин, известный неформальными связями с Лукашенко: они вместе собирали картошку, летали в командировки и свадебное путешествие бизнесмена, навещали тещу бессменного главы Беларуси. Он поддержал Лукашенко на выборах 2020 года и принял участие в его тайной инаугурации. В черном списке ЕС бизнесмен значится как предприниматель и руководитель компаний «Амкодор», UAB EM System, Anulatrans SIA, «Амкодор-Центр», «Искамед», «ПМИ Инжиниринг» и SV Maschinen GmbH. В первой части расследования мы сосредоточимся на деятельности «Амкодора», во второй — расскажем о SV Maschinen GmbH.
Специальная торговая операция
Июль 2023-го, Екатеринбург, Россия. 13-я Международная промышленная выставка «Иннопром». Председатель совета директоров ОАО «”Амкодор” — управляющая компания холдинга» Александр Шакутин заключает соглашение о создании в Подмосковье оптово-распределительного сервисного центра запасных частей для дорожно-строительной и коммунальной техники. Там же он подписывает договор о сотрудничестве с Башкортостаном, где «Амкодор» строит завод, а также говорит о достижениях за 2022 год и амбициозных планах на 2023-й:
«По итогам прошлого года мы заняли около 10% рынка России и Беларуси, в текущем году наша задача увеличить долю до 50%».
В российских регионах на момент публикации работают или строятся пять заводов «Амкодор». На предприятии «Амкодор-Брянск» производят дорожно-строительную, коммунальную, сельскохозяйственную технику. На «Амкодор-Онего» в Петрозаводске (Карелия) — лесозаготовительные комбайны (харвестеры) и машины для погрузки и транспортировки леса (форвардеры). В Уфе (Башкортостан) заканчивается строительство завода сельхозоборудования для обработки зерна «Амкодор-Агидель». В 40 км от Санкт-Петербурга строят завод «Эксам» по производству коммунальной и сельхозтехники. В Липецке создают машиностроительный кластер «Амкодор‐ЛТЗ» со специализацией на выпуске тракторов.
Директора этих заводов, кроме брянского, — беларусы. «Амкодор-Агидель» возглавляет бывший помощник Лукашенко по Минску и до 2019 года руководитель Минского тракторного завода Фёдор Домотенко. [*][*] «Эксам» — бывший сотрудник отделения беларусского посольства в Санкт-Петербурге Игорь Заломай.[*][*]
Все эти предприятия получают господдержку в России: работают на льготных условиях кредитования или получения земли, входят в особые экономические зоны.
Поддерживают холдинг и на родине. Например, в ноябре 2022 года Минск и Москва подписали соглашение о выделении Беларуси 105 млрд российских рублей (около €1,5 млрд) на импортозамещающие проекты на территории страны, среди которых — проекты «Амкодора».
Импортированное импортозамещение
В 2018 году «Амкодор» приобрел имущество находившегося в процедуре банкротства Онежского тракторного завода в Петрозаводске и создал на его базе компанию «Амкодор-Онего». Завод может войти в первую в Карелии особую экономическую зону, создание которой анонсировали власти региона, — это гарантирует предприятию «готовую инфраструктуру, созданную за счет средств регионального и федерального бюджетов, налоговые льготы и возможность применять таможенную процедуру свободной таможенной зоны».
«Амкодор-Онего» собирает технику из комплектующих, часть которых — детали западных производителей. Расследователи БРЦ выяснили, что из 13 готовых и представленных к продаже лесозаготовочных машин в 12 используются импортные компоненты. Производитель большинства ключевых элементов — финская Kesla.
Манипуляторы финского производителя встречаются на форвардерах Амкодор 2262 Е, 2682 (Kesla 700/700Т), Амкодор 2631 (Kesla 304), на тягачах трелевочных Амкодор 2243 (Kesla 700RT).
В харвестерах стоят манипуляторы Kesla 671H (Амкодор 2531), Kesla 1395H (Амкодоры 2541 и 2551), Kesla 600 (Амкодор 2561). Эта же модель манипулятора установлена и на отдельных видах форвардеров (Амкодор 2641, 2661-01, 2662), а также на рубильной машине Амкодор 2904 (здесь используется еще один элемент финского производства — рубильный модуль Kesla C645).
В январе 2021-го компания заявила, что приостанавливает поставки беларусскому холдингу «Амкодор» после введения против Шакутина санкций Евросоюза, как получающего выгоду от сотрудничества с администрацией Лукашенко (само предприятие не попало под санкции). Но уже через четыре месяца, в мае того же года, после консультаций с «экспертами, знакомыми с санкционным законодательством, а также Министерством иностранных дел» Kesla объявила о начале поставок на «Амкодор-Онего» в Петрозаводске. В это время одна половина предприятия принадлежала беларусскому ОАО «”Амкодор” — управляющая компания холдинга», вторая — фирме «Амкодор-Бел», владельцем которой является сын Шакутина, тоже Александр. [*][*][*][*][*]
До марта 2021 года «Амкодор-Бел» владели пополам Шакутины младший и старший, смена схемы собственности позволила обойти европейские санкции и сохранить Kesla в качестве поставщика. [*]
Заказов меньше — продаж больше
Через день после вторжения в Украину, 25 февраля 2022 года, генеральный директор Kesla Симо Саастамойнен заявил, что компания отменяет поставки на «Амкодор-Онего» на общую сумму €10 млн. Позднее продавать стране-агрессору некоторые детали финского производителя стало нельзя из-за ограничений ЕС. Срок выполнения последнего досанкционного контракта закончился в марте 2023-го — через год после начала войны. Однако на момент публикации «Амкодор-Онего» все еще предлагает новую технику с финскими деталями, в том числе запрещенными для ввоза в Россию.
В харвестерах Амкодор 2541, Амкодор 2551, Амкодор 2561, Амкодор 2531 используются манипуляторы и харвестерные головки Kesla.
«Амкодор-Онего» также производит шесть форвардеров, тягач трелевочный 2243 и машину рубильную, оснащенные манипуляторами этого производителя.
Некоторые из них на «Амкодор-Онего» пытаются скопировать: в апреле 2023-го изготовили первый образец манипулятора (устройство для подъема и переноса тяжеловесных грузов) для харвестеров, который является полным аналогом Kesla.
Изучив финансовую отчетность финского производителя, БРЦ выяснил, что после отмены поставок общее количество заказов за год уменьшилось почти на одну треть, но на продажи это не повлияло — они даже выросли.
Согласно таможенным товарным накладным за 2023 год, которые БРЦ смог изучить благодаря коллегам из издания «Вёрстка», поставки Kesla в Россию осуществлялись через компании, зарегистрированные в Турции, Польше, Эстонии и Объединенных Арабских Эмиратах. Основными поставщиками являлись польская компания Bilax Sp. z o.o., имеющая беларусского бенефициара, и эмиратская Dakira General Trading Fzc. Часть поставляемых товаров подпадает под санкции, ограничивающие их ввоз в Россию. Доказательств того, что в Kesla знали о закупке продукции этими компаниями с целью дальнейшей перепродажи в Россию, у нас нет.
Чтобы узнать, можно ли сейчас заказать технику с санкционными деталями, мы обратились непосредственно в «Амкодор-Онего», а также к дистрибьютору предприятия на Урале. Менеджер карельского офиса сообщил, что на всю технику с декабря прошлого года ставятся манипуляторы только собственного производства. Зато представитель дистрибьютора не только согласился принять заказ на несколько харвестеров с финскими манипуляторами, но и гарантировал сервисное обслуживание в течение двух лет после покупки, в том числе с заменой импортированных компонентов. В коммерческом предложении, которое нам выслал дилер, также говорится, что они готовы произвести технику с санкционными манипуляторами Kesla. [*][*][*][*][*]
На наш запрос с просьбой прокомментировать наличие на технике «Амкодор» в Беларуси и России запрещенных деталей производства Kesla официальное представительство компании сообщило, что знало о санкциях, введенных в 2020 году против Шакутина, и в соответствии с санкционной политикой ЕС прекратило сотрудничество со связанными с ним компаниями. Также в ответе говорится, что Kesla прекратила деятельность с января 2021 года в Беларуси и с февраля 2022 года в России, и с тех пор не принимала заказов и не доставляла товаров в эти страны, в том числе запчасти, а также не оказывала послепродажную поддержку. [*][*]
У БРЦ нет доказательств того, что Kesla была осведомлена о том, что «Амкодор» был конечным покупателем ее продукции после введения санкций.
Александр Шакутин в телефонном комментарии БРЦ заявил, что все детали «Амкодор» «делает самостоятельно»:
«[“Амкодор”] стал третьим производителем тандемных мостов в мире после компании Dana (Соединенные Штаты Америки) и компании NAF. Мы производим самостоятельно тандемные мосты. Продукцию, которую по Kesla… все манипуляторы — это 12 разновидностей манипуляторов, мы производим на собственных заводах. Производим в полном объеме, мы не нуждаемся ни в какой Kesla. Мы начали производство харвестерных головок самостоятельно, и оно проходит испытание. Поэтому мы не нуждаемся больше в продукции ни Kesla, ни компании NAF (Германия), ни Соединенных Штатов Америки. Мы сегодня самостоятельны, независимы ни от кого, ни от одной компании в мире. Всё».
После этого разговора оферта на сайте беларусского предприятия изменилась: к манипулятору и харвестерной головке Kesla на одной из машин добавили беларусский вариант, убрали возможность заказа итальянского двигателя на автопогрузчик вилочный.
Семейный подряд по обходу санкций
Еще один санкционный товар, используемый при производстве техники «Амкодор», — двигатели. Евросоюз запретил их экспорт в Беларусь в июне 2022-го, а в Россию — в марте 2023 года. Великобритания присоединилась к эмбарго ЕС в отношении России. Однако расследователи БРЦ нашли на продукции «Амкодора» двигатели немецкой Deutz, британской Perkins и итальянской Iveco (в последнюю неделю августа из каталога удалили позицию с итальянским двигателем и добавили вместо нее автопогрузчик с китайским), а также запрещенные к поставкам манипуляторы словенской фирмы Tajfun Liv.
В землевозах Амкодор 20232 используются двигатели TCD2013L064V немецкой фирмы Deutz, в бульдозерах гусеничных Амкодор DC 200 — двигатели TCD2012L062V этой же фирмы.
Итальянские двигатели устанавливают на автопогрузчики вилочные Амкодор D35. Британские двигатели встречаются на тракторах колесных Амкодор 5350AG/5450AG и форвардерах Амкодор 2662 Е. Манипуляторы словенской фирмы Tajfun Liv используются в трелевочном тягаче Амкодор 2243.
Расширяясь на российский рынок, «Амкодор» не только занимает нишу, которая высвободилась после ухода иностранных компаний с началом полномасштабной войны в Украине, но и успешно при этом обходит западные ограничения. А его владелец, бизнесмен из санкционного списка, наращивает прибыль благодаря эмбарго, наложенному на Россию.
В этот процесс вовлечена и его семья. Жене Александра Шакутина Марии принадлежит 10% компании «Амкодор-Центр». [*][*][*] В 2022 году она заработала €485 тыс. Половина этой суммы приходится на госконтракты. [*][*] «Амкодор-Бел» Шакутина-младшего, зарегистрированное в Татарстане, принесло в прошлом году более €200 тыс. чистой прибыли. [*]
БРЦ отправил запросы компаниям Tajfun Liv, Perkins, Iveco и Deutz с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации мы получили ответы двух производителей: Iveco Group сообщила, что проверяет наш запрос, Tajfun Liv заявила, что строго соблюдает национальные нормативные акты и нормы ЕС, не ведет бизнес с лицами, включенными в санкционный список ЕС, не импортирует и никогда не экспортировала какие-либо продукты или компоненты, подпадающие под ограничения. [*][*]
Доказательств того, что эти компании продавали свои товары напрямую «Амкодору» после введения санкций, у нас нет.
Единоличная ответственность за любое содержание, поддержанное Европейским Фондом Медиа и Информации (European Media and Information Fund, EMIF), лежит на авторе/авторах, оно не обязательно отражает позицию EMIF и партнеров Фонда — Фонда Галуста Гюльбенкяна (Calouste Gulbenkian Foundation) и Института Европейского университета (European University Institute).