Данные о клиентах крупного швейцарского банка Credit Suisse получило немецкое издание Süddeutsche Zeitung. Этим сливом оно поделилось с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности OCCRP, членом которого является БРЦ. В утечке мы нашли более 120 беларусов, которые открывали счета в Credit Suisse.
В ходе этого расследования с помощью КиберПартизан мы проверили беларусских клиентов Credit Suisse с высоким уровнем риска: связанных с политикой или осужденных за преступления. Из общего списка мы выбрали троих человек, которые могли использовать секретность швейцарской банковской системы для сомнительных целей.
Один из героев этого расследования – бывший депутат, чьи доходы в несколько раз меньше суммы на его швейцарском счету. Второй – бизнесмен, который дважды оказывался за решёткой, причём в разных странах. Третий – близкий к беларусским властям бизнесмен, торговавший нефтепродуктами по серым схемам.
Все они могли воспользоваться секретностью швейцарской банковской системы для сомнительных целей. Порой банки недостаточно строго проверяют своих клиентов. Бывшие и действующие сотрудники Credit Suisse в беседе с журналистами OCCRP объясняли этой корпоративной культурой, которая поощряет риск ради повышения прибыли.
Почётная пенсия
Последний день лета 2008 года. В очередь на выезд из Беларуси в Польшу стоит автомобиль Ауди. За рулем – депутат Палаты представителей Пётр Калугин.
Свою третью каденцию он заканчивает в статусе ветерана труда и почётного гражданина Солигорска. Эти регалии Калугин получил за работу на «Беларуськалии». Начав свой путь на предприятии обычным слесарем, он дослужился до гендиректора и занимал этот пост почти десять лет – с 1992 по 2001 год.
Уже на следующий день после пересечения границы Калугин открывает счёт в швейцарском банке Credit Suisse для неназванной фирмы. На тот момент он официально не работает ни в одной компании в Беларуси – только депутатом Палаты представителей. Через год и семь месяцев на этом счету появятся почти $1,3 млн.
С помощью КиберПартизан мы выяснили, что доход Калугина за семь лет – с 2003 по 2009 годы – составил около $87 тысяч. Это в 15 раз меньше, чем сумма на его швейцарском счету.
За объяснениями мы обратились напрямую к Петру Калугину, но в телефонном разговоре внятно прокомментировать наши вопросы он не смог. Ответы мы начали искать сами, в его биографии.
Сегодня Петру Калугину 81 год. Родился он в России, учился в Ленинградском горном институте, а в Беларусь приехал в 1966 году. Здесь он начал работать на «Беларуськалии», дойдя до вершины карьерной лестницы в 1992 году. Калугин признавал, что объёмы производства при нём упали более чем в два раза. Зато качество продукции оценили за рубежом, и предприятие вышло на международные рынки.
Также под управлением Калугина немного изменилась структура «Беларуськалия». В 2000 году от него отделилось подразделение «Шахтоспецстрой». Ещё с советских времён оно занималось прокладкой шахт, в которых потом работали непосредственные сотрудники «Беларуськалия». Наш источник в отрасли утверждает, что одним из ключевых владельцев уже частного предприятия «Шахтоспецстрой» стал его директор Валерий Старцев, а Калугин активно поддержал эту приватизацию. В следующем году Калугин ушёл с «Беларуськалия» и сосредоточился на депутатской карьере.
Осенью 2008 года, через пару месяцев после открытия счёта в Credit Suisse, закончилась каденция Калугина в Палате представителей. Уже в 2009 году он начал работать в «Шахтоспецстрое» – у своего бывшего подрядчика, которому он помог стать частником. Причем назначение Калугина произошло накануне большого проекта.
В январе 2010 года Беларусь договорилась о строительстве в Туркменистане Гарлыкского горно-обогатительного комбината стоимостью около $1 млрд. Генеральный подрядчик проекта, компания «Белгорхимпром», взял на субподряд «Шахтоспецстрой». Через два месяца на швейцарском счету Калугина появились те самые $1,3 млн., которые, как мы уже выяснили, в местах официального трудоустройства он заработать не мог.