Например, Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин на телеканале СТВ даже заявил, что выпуск Geely позволил Беларуси избавиться от импортных автомобилей.
«У нас под Минском создано и мощнейшее производство по созданию автомобилей, легковых автомобилей. И эти автомобили по своему уровню уже, не уже, а находятся на передовых мировых стандартов.Это позволило нам фактически избавиться от импорта автомобилей из той же Европы».
На самом деле это не так. В 2022 году в Беларуси продали всего 4,5 тысячи легковых автомобилей марки Geely. Это при том, что в страну импортировали – как новых, так и подержанных – около 100 тысяч авто. Такие данные озвучивает Беларусская автомобильная ассоциация. Причем, на долю самих дилеров приходится всего 15% от этих машин. Все остальное пригнали физлица из-за пределов Евразийского экономического союза. Это первый факт, который опровергает Авдонина.
Во-вторых, в последние пару лет наоборот есть тренд на увеличение ввоза автомобилей физическими лицами из-за пределов Таможенного Союза. То есть, импорт из Европы и США растет. Автодилеры считают, что всему виной указ, который позволил ввозить авто инвалидам и многодетным с льготами по растаможке.
Кстати, в 21 году беларусы купили чуть больше 40 тысяч новых автомобилей, из них почти 7,5 тысяч Geely. А всего в страну было импортировано почти 115 тысяч легковушек.
Плюс надо учитывать, что завод «БелДжи» больше ориентирован на российский рынок. Из 25 тысяч автомобилей, которые там произвели в 22 году, 80% ушли в Россию.
Если оценить ретроспективу, то импорт автомобилей из Европы в Беларусь действительно просел. Но еще после 2011 года. То есть запуск Geely тут совершенно ни при чем. Произошло это после повышения таможенных пошлин на авто в 4-10 раз, когда Беларусь уравняла их с тарифами Таможенного союза.
С тех пор импорт авто шел в основном из России, где было налажено производство основных европейских брендов. Так что Geely так и не помогла Беларуси избавиться от импорта.