С Приднестровьем у Кремля, согласно документу, связаны многие задачи в военно-политической сфере. Так, планируется нейтрализовать инициативы Молдовы, направленные на ликвидацию российского военного присутствия в Приднестровье, препятствовать попыткам властей Молдовы пересмотреть договоренности, связанные со статусом Приднестровья. Помимо этого Россия хочет принудить руководство чужой страны отказаться от мер политического и экономического давления на приднестровский регион.
Что касается распространения НАТО, то в долгосрочных планах Кремля ставилась цель формирования негативного отношения молдавского общества к НАТО. В планах было увеличение пророссийских НКО и НПО, так же планировалось увеличить присутствие российских СМИ на территории Молдовы. Расширение присутствия российских СМИ в Молдове, кстати, входило в планы Кремля до 2030 года. Но в конце прошлого года в Молдове приостановили вещание нескольких русскоязычных телеканалов. Их обвинили в пропаганде и некорректном освещении войны в Украине.
«Цель здесь не в том, чтобы коварно аннексировать страну, а в том, чтобы усилить пророссийское влияние в Молдове. И прежде всего для предотвращения пронатовских и проевропейских течений. Кремль рассматривает Молдову скорее как ориентированный на Россию буфер, чем как часть Российской империи. Как и с Грузией, речь идет больше о том, чтобы поставить Западу знак “стоп” и использовать все средства, чтобы не допустить, чтобы страна стала членом ЕС и НАТО», — объяснил собеседник наших партнеров по расследованию, работающий в разведке.
Показательно ещё и то, как в Кремле планируют влиять на политический курс двух стран. Например, если в Беларуси, согласно документу, уже решается вопрос о едином подходе в рамках Союзного государства к таким сферам как финансы, энергетика, образование и оборона, то с Молдовой главными целями являются: восстановление участия во всех форматах содружеств СНГ, ЕАЭС и ОДКБ, а в краткосрочной перспективе, продвижение российских товаров на молдавский рынок и сохранение объёмов поставок российского газа.
“У Беларуси и Молдовы разное устройство. Влиять на демократии России сложнее”
Политический аналитик Европейского совета по международным отношениям
Павел Слюнькин считает, что в разработке подобных стратегий Кремль использует, кроме прочего, экономическое давление.
- Из документа по Молдове мы ничего нового не узнаем, просто теперь мы видим, как Россия пишет на бумаге, что использует механизмы экономического давления и политической дестабилизации для достижения своих интересов в других странах. [...] В Молдове все попытки влиять на политический курс руководства через экономику и через стимулирование социального недовольства, были и раньше, когда российский рынок закрывали для молдавских вин, например. Такие рычаги давления со стороны России испытывали и Грузия, и Украина, и Беларусь. [...] Но мы видим, что подход к «завоеванию» Молдовы у Кремля мягче, чем к Беларуси. Первая причина – у Беларуси и России есть общая граница, чего нет у России с Молдовой. К тому же беларусское руководство изначально сильно зависело от Кремля и лояльно ему. Плюс, у нас есть Союзное государство – формальный политический институт, которым можно прикрывать попытки оказания политического влияния, просто используя процесс интеграции, - сказал Беларусскому расследовательскому центру Павел Слюнькин.
Влиять на Молдову, по словам аналитика, России сложнее, поскольку она с Россией имела лишь экономическое, а не политическое сотрудничество в рамках СНГ. К тому же у стран нет общей границы, а политическое устройство Молдовы отличается от беларусского.
- Беларусь стала еще более авторитарна, чем была до 2020 года. А Молдова имеет довольно продолжительную историю демократического устройства, там постоянно меняется власть, хоть и с более на менее пророссийскую. Но даже когда Россия привела в Молдову своего ставленника, Додона, [...] который пытался блокировать какие-то вещи в рамках развития европейской интеграции Молдовы и наоборот сближаться с Россией, [...] парламент или Конституционный суд Молдовы временно приостанавливали его деятельность в качестве президента поскольку считалось, что он превышает свои полномочия. Форма политического устройства страны является ограничителем. [...] Поэтому в демократических странах России действовать сложнее, - говорит аналитик.
Слюнкин подчеркивает важный момент: документы и по Беларуси, и по Молдове писались до начала войны в Украине. После 24 февраля 2022 года стратегия относительно двух стран не могла не измениться.
- Война очень сильно повлияла на то, какие планы и какая стратегия используется и будет использоваться в отношении Беларуси и Молдовы. Поэтому мы сейчас говорим о документах, которые в широком смысле устарели по многим параметрам. Но все равно надо понимать, что Россия от своих целей не отказывается. [...] В Молдове она сейчас делает попытки организаций цветных революций, митингов, то есть использует более гибкие методы. Если раньше Кремль давил на страны через газовый и экспортный шантаж, [...] теперь он пытается работать и с социальным недовольством – в Молдове это четко видно. Там большой процент населения нейтрален или симпатизирует России, - говорит аналитик.